прибыль, рентабельность, себестоимость. цены и стратегии ценообразования

Анализ прибыли и рентабельности

Различают следующие виды прибыли:

  • балансовая прибыль;
  • прибыль от реализации товаров, продукции, услуг, работ;
  • прибыль от реализации прочих активов;
  • чистая прибыль;
  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

В процессе анализа прибыли и рентабельности решаются следующие задачи:

  • оценивается динамика показателей, уровень выполнения плана, определяются и анализируются факторы влияющие на изменение этих показателей;
  • выявляются причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в работе (особенно в финансовой и бухгалтерской службах);
  • вскрываются и подсчитываются резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

Анализ балансовой прибыли. Объектом анализа является балансовая прибыль. Анализ ведется по элементам образования балансовой прибыли с определением причин оказавшим влияние на ее размеры. В ходе анализа рассчитывается удельный вес каждого элемента в образовании балансовой прибыли.

Анализ прибыли от реализации продукции

Анализ прибыли от реализации продукции — это разница между выручкой от реализации продукции и издержками предприятия на ее производство и реализацию (т.е. себестоимость).

При анализе используется влияние следующих факторов:

  • изменение производственной себестоимости;
  • изменение коммерческих расходов; изменение цен на продукцию;
  • изменение структуры и количества реализованной продукции;
  • наличие дополнительной незапланированной прибыли за счет реализации продукции более высокого качества.

При анализе определяется влияние факторов на отклонение от плановой прибыли.

Анализ показателей рентабельности

Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельность предприятия.

Рентабельность продукции применяют в трех вариантах:

  • рентабельность продаж,
  • рентабельность производства товарной продукции,
  • рентабельность отдельного изделия.

Рентабельность продаж: Рпр=(ПР/Прд)100%

где Прд объем продаж за отчетный период.

Рентабельность изделия – это отношение прибыли (разность между оптовой ценой и себестоимостью) к себестоимости этого изделия или к полной стоимости продукции по оптовым ценам.

Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем потенциальной прибыли к полной себестоимости товарной продукции или к товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Экономический анализ себестоимости продукции:

  • является базой для учета и контроля за затратами производства и реализации товаров или услуг;
  • служит основой цены товара и ее нижним пределом, «ограничителем» для производителя (предприятие не может устанавливать цену ниже себестоимости, поскольку оно будет иметь убытки);
  • определяет прибыль и рентабельность;
  • отражает реальную эффективность использования материальных, трудовых и других производственных ресурсов, внедрения новых технологий и новшеств, совершенствование организацией и управления производственными процессами;
  • является важным элементом экономического обоснования управленческих и инвестиционных решений.

От уровня себестоимости зависят результаты производственной деятельности предприятия, его финансовое состояние.

Постоянное снижение уровня себестоимости производства продукции очень важно, так как дает возможность повышать конкурентоспособность продукции.

При рыночных отношений задания по снижению себестоимости продукции централизованно не планируется, а эффективность деятельности предприятий оценивается размером прибыли.

Цены и стратегии ценообразования

Рассмотрим виды цен, их классификация, а также стратегии и методы ценообразования.

В народном хозяйстве система цен — это совокупность различных видов тарифов и цен, представляющих экономические взаимоотношения между предприятиями, отраслями и регионами, а также общее экономическое положение государства, его отдельных хозяйственных подразделений и населения.

Цена товара – это такое количество денежных средств, которое сможет получить от покупателя продавец за весь товар или за отдельную его единицу при условиях, устраивающих обе стороны. Так сказать, тариф за услугу.

Классифицировать цены можно по нескольким признакам:

  • зависимо от рынка товаров (закупочные цены на сельско-хозяйственную продукцию, цены на продукцию строительной сферы, тарифы автомобильного и грузового транспорта, тарифы платных услуг для населения, цены на внешнеторговое обращение);
  • исходя из географических показателей (цена в месте производства этой продукции, региональные (зональные) цены, единые цены на основе базисного пункта, цена с доставкой);
  • зависимо от вмешательства государства (регулируемые, фиксируемые, свободные);
  • зависимо от новизны товара (только появился на рынке, прямо с конвейера, престижная и психологическая цены).

Ценообразование – это процесс становления цены на определенный товар или услугу.

Методы ценообразования ориентированы на: издержки производства (полные и прямые издержки, расчет цен по данным анализа безубыточности и получения в итоге целевой прибыли, учет рентабельности инвестиций, метод структурной аналогии, агрегатный метод), качество и потребительские свойства продукции (балловый метод, метод удельных показателей, корреляционно-регрессионный метод, метод верхнего лимита цены), cпрос, уровень конкуренции (метод тендеров, торгов, метод преследования лидера, метод осознаваемой ценности товара, биржевые котировки, метод аукционной цены).

Методы ценообразования, которые основаны на издержках производства, базируются на том, что производитель всегда лучше осведомлен об уровне своих затрат, нежели о потребительском спросе — они являются самыми справедливыми и по отношению к продавцам, и по отношению к покупателям. Недостатками методов, которые основываются на издержках производства, является невозможность ценового учета потребительских свойств товара и конъюнктуры рынка. Расчет полных издержек подразумевает определение всех затрат независимо от их природы и выводится на единицу продукции. По методу полных затрат чаще всего устанавливают цены на абсолютно новые товары, которые не имеют аналогов — данный метод наиболее эффективен в расчете цен товаров пониженной конкурентоспособности. Суть метода прямых затрат заключается в становлении цены добавлением определенной надбавки-прибыли к переменным затратам. В этом случае постоянные расходы, как и общие расходы предприятия, не распространяются на отдельные товары, а погашаются, исходя из разницы суммы цен реализации с переменными затратами и стоимости производства продукции. Ориентация параметрических методов ценообразования направлена на качество и потребительские свойства продукта, их суть заключается в определении количественной зависимости между ценой и основными потребительскими свойствами.

Стратегия ценообразования подразумевает набор методов, мероприятий и процедур, при помощи которых ценовую политику реализуют на практике. Бывает нескольких видов: дифференцированная (скидки на втором рынке, сезонные периодические скидки, случайные скидки, скидки за платеж наличными, скидки за определенное количество покупаемого товара, товарообменный зачет), конкурентная (только с конвейера, только появился на рынке, сигнализирование ценами, имидж-цена), ассортиментная (различных прибыльности и товарного ассортимента, основной товар + бонус, основной товар + аксессуары, цены на косвенные продукты).

Сущность стратегии скидки на втором плане заключена в том, что на одинаковые товар или услугу цена на разнообразных сегментах рынка неодинакова, не учитывая различия в издержках. Сущность стратегии периодической скидки базируется на неоднородности спроса на товар и применяется для повышения заинтересованности в этом товаре потребителей, при этом цена на товар может меняться зависимо от сезона, дней недели, часов в сутках. На сформированных товарных рынках чаще всего используют стратегию случайной скидки, которую применяют продавцы по случайному принципу, не слишком часто. По стратегии конкурентного ценообразования имеют возможность действовать самые конкурентоспособные предприятия, выходящие на рынок с обновленными товарами или формирующие новый рынок. Стратегия сигнализирования ценами характерна для товаров длительного пользования, когда качество играет основную роль — информированности покупателей не хватает, и они рассматривают цену как главный показатель качества. Стратегия имидж-цены используется производителями престижной продукции, которая пользуется устойчивой репутацией. Стратегия ассортиментного ценообразования подразумевает привлечение покупателя за счет снижения цены на товар в наборе по сравнению с его одиночной ценой.

А вам приходилось рассчитывать рентабельность бизнеса?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Метки: , , , , , ,
5 комментариев на “прибыль, рентабельность, себестоимость. цены и стратегии ценообразования
  1. Andr:

    Хочу добавить одну существенную вещь — в себестоимости продукции есть два вида затрат постоянные и переменные. Постоянные затраты это те затраты которые не изменяются от количества выпускаемой продукции, например плата за землю или арендная плата за помещение. Переменные затраты на прямую зависят от количества выпускаемой продукции например комплектующие материалы.

  2. Broker:

    Экономистам хорошо знакомы трудности снижения уровня себестоимости продукции и одновременного повышения прибыли компании. По сути, это взаимосвязанные понятия.
    Чтобы увеличить прибыль идут на беспрецедентные шаги по снижению постоянных расходов, однако такие менеджеры обычно наталкиваются на глухой протест сотрудников управленческого звена -кто же откажется от получения солидных сумм в валюте в конвертых и смирится с отсутствием кондиционера в кабинете!

  3. Орест:

    Наверное, вот такими же требованиями анализа прибыли мы лишились такого любимого в детстве лакомства как сгущенка. Теперь она выпускается без наличия молока и есть ее абсолютно стремно. А из соображений рентабельности мы уже обгоняем Черный континент по потреблению кокосового масла. Не самый полезный продукт. Анализ конечно хорошо и он должен быть на предприятии. Но современные реалии сводят на нет все расчеты здравого смысла.

    • Andr:

      Мы «лишились нормальной сгущенки» не поэтому, а потому что уровень жизни нашего населения не позволяет ему употреблять в пищу дорогую экологически чистую продукцию. В скором будущем можем лишится и остатков нашего прекрасного детства. Например в Германии клубника выращенная по новым технологиям, не имеющая вкуса и запаха — трава травой, но красивая и крупная стоит довольно дешево, а выращенная как у нас без особых подкормок, мелкая но вкусна стоит столько, что простой немец при их достатке не всегда может позволить себе ее есть. Так что ВПЕРЕД В ЕВРОПУ!!!

      • ragroman:

        Без оценки прибыли, рентабельности и себестоимости успешным не будет наверно ни одно предприятие, что еще в общем то было известно в советское время. Но то что сейчас во многие продукты в погоне за прибылью, пичкают усилители вкуса и подсластители например Е950 и Е951 это просто преступление, ведь они не выводятся из организма и развивают раковые опухоли. Так что прибыль конечно важна, но зачем дешовые товары и продукты от которых потом больше проблем?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*