В Ульяновске хотят построить автозавод, проект которого обещали реализовать в Санкт-Петербурге и Самаре, но так и не сделали этого.
Первый заместитель председателя правительства региона Александр Смекалин, руководитель Корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин, генеральный директор компании «Парк-Ульяновск» Сергей Каушнян и генеральный директор MAG Motor Company Виктор Сумкин подписали соглашение о строительстве в агропромышленном парке «Дега-Ульяновск» автозавода с нуля.
— В 2017 году мы построим небольшое предприятие, которое будет собирать транспортную технику из запчастей, а в дальнейшем на площадке 65 Га возведем шесть заводов полного цикла по производству грузовиков, автобусов и микроавтобусов марки MAG, – сообщил Виктор Сумкин.
О том, что такое агропарк в Карлинском мы подробно писали здесь. А сегодня хотим детальней разобрать проект, который нам предложила компания из Санкт-Петербурга. Начнем с финансов и обещаний.
В Санкт-Петербурге и Самаре — нет, в Ульяновске — есть
Компания MAG Motor Company была основана в 2012 году группой петербургских бизнесменов. Ведущими лицами компании являются упоминавшийся выше Виктор Сумкин и Валерий Борзилов, выходцы из холдинга «ЛенСпецСМУ», который занимается строительством, и боссы которого имеют награды в этой сфере лично от президента Владимира Путина.
Аббревиатура MAG составлена из трех слов — Modern Automotive Group и означает производство современных транспортных средств, которые имеют значительные экономические и экологические преимущества перед своими аналогами. Год назад фамилии Сумкин и Борзилов громко прозвучали в федеральной прессе с заявлениями, что в 2015 году они откроют автозаводы MAG у себя на малой родине и в Самаре. Называлась и сумма инвестиций — 4,5 миллиарда рублей. Заводы, правда, не открылись… В Ульяновске объем инвестиций заявлен от 2,5 миллиарда рублей на начальном этапе до 8 миллиардов рублей при полном завершении проекта в 2022 году. Объем производства к моменту выхода завода на полную мощность в 2021 году составит 3200 единиц грузовой техники и 700 автобусов в год. Выплата общей суммы налогов в бюджеты разных уровней нашего региона (к 2022 году) названа в 1 миллиард рублей в год.
Свои амбиции бизнесмены подкрепляли заявлениями правительства РФ, которое намерено к 2020 году перевести на газ 50% автобусов и муниципальной техники в городах-миллионниках, а в городах численностью более 300 тысяч человек (как Ульяновск), эта доля должна составлять 30%. Автопроект MAG как раз основан на модульной газоэлектрической или электрической силовой установке. Говорилось, что всего субъекты РФ планируют в ближайшее время закупить не менее двух с половиной тысяч автомобилей, автобусов, грузовиков и коммунальной техники, работающей на газе, а федеральные субсидии покроют треть их стоимости. В MAG Motor Company считают, что в сегменте коммерческой грузовой техники они заместят нишу выбывшего ЗИЛа и напрямую не конкурируют с ГАЗом и КамАЗом.
Грузовики, автобусы, электробусы
Как гласит документация компании, завод в Карлинском сможет производить городскую коммунальную технику, коммерческий грузовой транспорт и городские автобусы на платформе MAG-NGE. Полезная модель запатентована и защищена патентом РФ № 151143 от 18 февраля 2015 года на период до 2024 года. Формула изобретения такова: «Универсальная модульная безбортовая транспортная платформа для грузовых транспортных средств с изменяемым центром масс и для низкопольных городских автобусов с использованием модульной газоэлектрической или электрической силовой установки».
Проще говоря, на базе этой платформы MAG-NGE можно делать и городские пассажирские автобусы c газоэлектрической силовой установкой, работающей на природном газе (метане), длиной 12 и 18 метров, и электробусы MAG-ElectriCity c индуктивной внешней зарядкой, а также грузовые автомобили MAG полной массой от 12 до 56 тонн. Одна платформа – широкий модельный ряд. Совокупность предлагаемых решений позволяет снизить расходы на топливо до 80% и до 50% расходов на обслуживание.
Что хотят сделать в Карлинском?
Построить системообразующий завод и промышленную площадку MAG плюс инженерно-технологический центр. Завод будет серийного сборочного производства грузовой коммерческой, коммунальной техники и автобусов MAG-NGE. Целью организации промплощадки MAG-Industrial является достижение не менее 60% локализации производства элементов автомобильных компонентов установленных на всех видах техники платформы MAG-NGE. Численность сотрудников - 1 129 человек, из которых инженеров и администрации — 152 человека (со связным мультипликативным эффектом привлечения до 6 000 рабочих мест в производственную интеграцию). Предприятию нужны будут также свои аккумуляторный завод, завод САУ и электроники, завод двигателей, завод по производству крупных узлов, завод электросилового оборудования.
Инженерный научно-технологический центр нужен для создания и технологической отработки перспективных и инновационных решений в области автомобилестроения и систем управления транспортными средствами, их коммуникации и контроля в режиме on-line. Планируемые начальные капиталовложения в создание центра – 800 миллионов рублей.
А как же автозавод BAW Сергея Полбина?
Обеспечить город и область грузовиками и автобусами, да еще современными, дело благое. Однако в Ульяновске не так давно, всего шесть лет назад, при содействии правительства Ульяновской области уже было создано совместное предприятие, призваное это сделать. Это проект «АМС-Авто» и Пекинской автомобильной холдинговой компании BAIEC на базе ООО «Бау Мотор Корпорэйшн» мощностью до 60 000 автомобилей в год. И всего год назад фирма представила новые автобусы BAW-express и BAW-street line, причем тогда первый заместитель председателя правительства области Вильдан Зиннуров пообещал, что в ближайшие три года Ульяновску предстоит приобрести около 500-600 новых автобусов… Где же они?
А вот где. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), работающий в России, в октябре сообщил, что ульяновский автозавод BAW просел по продажам своих авто на 72% (!) за январь-сентябрь 2015 года. Напомним, завод входит в холдинг Сергея Полбина «АМС-групп», который испытывает огромные финансовые проблемы. А одна из структур холдинга — ОАО «Автодеталь-сервис», еще в августе официально признана Арбитражным судом Ульяновской области банкротом.
Андрей Белов