Первый зампред правительства Александр Смекалин рассказал корреспонденту ulbusiness.ru об инвестициях в Чердаклах, ленивых чиновниках, и ответил критикам на вопрос «Какой прок от инвестпроектов простому жителю Ульяновска?»
На прошлой неделе мы беседовали с Александром Смекалиным о технологиях, новых заводах и супермаркетах, а также о том, как жить под санкциями Запада. Сегодня вашему вниманию окончание разговора.
— Расскажите о проекте Агентства стратегических инициатив (АСИ) по муниципальным практикам улучшения делового климата, где в качестве пилотного заявлен Чердаклинский район.
— Начну сначала. В своё время АСИ по задумке «Деловой России» предложило сформировать стандарт инвестиционной привлекательности регионов страны. Ульяновская область входила в пул регионов, где этот стандарт проверялся. Следующим этапом стал интегральный рейтинг Всемирного банка, мы в нём заняли первое место. Рейтинг вызвал много вопросов, были споры по некоторым пунктам, и в АСИ сформировали национальный рейтинг. Но во многих субъектах РФ сказали, что не всё в работе с инвесторами зависит от властей области, края или республики, много вопросов должны решать муниципальные власти на местах. Тогда Агентство стратегических инициатив в рамках работы по поиску и внедрению управленческого опыта, направленного на улучшение делового климата в муниципальных образованиях, определило 24 пилотных муниципалитета, на территории которых планировалось внедрение лучших практик из числа определённых агентством. В их число вошёл Чердаклинский район, взявший на себя обязательства по внедрению 12 практик.
— Например?
— Разработка и размещение в открытом доступе инвестиционного паспорта муниципального образования, формирование системы информационной и консультативной поддержки и популяризация предпринимательской деятельности, в том числе на базе многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг.
— Звучит немного бюрократично. Цель внедрения таких практик? Что это даст бизнесу, райцентру? Улучшение инвестиционного климата?
— Проще всего ответить — да. Но улучшение ради улучшения никому не интересно. Это как принять закон ради закона, а если он не работает, кому он нужен? Цель, в идеале, заключается в том, чтобы территория муниципалитета стала привлекательна для бизнеса. Если бизнес развивается, он платит налоги, создаёт рабочие места, рост зарплат, конкуренцию за рабочую силу, обеспечивает в итоге рост покупательской способности, дальнейшее своё развитие. Муниципалитет, предлагая свою территорию для инвестиционной деятельности, должен при этом преследовать и собственные цели. Первая: чтобы люди в муниципалитете были обеспечены работой, желательно высокооплачиваемой и высокоинтеллектуальной. Вторая цель: прибыль муниципалитета в виде налогов, потому что местные власти вкладываются в инфраструктуру, в создание благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов. Добавлю ещё, что если люди заняты, они не ходят на биржу труда, получают зарплату, предъявляют более высокие требования к местной инфраструктуре, что ведёт в свою очередь к возникновению других бизнесов — в сфере услуг, в торговле и так далее. Все прекрасно знают о конкуренции в бизнесе. Однако подобная конкуренция должна быть и среди мунициапльных властей области. Больше проектов в районе или городе, больше налоговых постпулений в местный бюджет, если коротко.
— Вот тут у меня вопрос, по конкуренции. Главным показателем, характеризующим эффективность проводимой инвестиционной политики в Чердаклинском районе, является объём инвестиций, вложенных в экономику, это 13 миллиардов рублей за последние четыре года. Но тут есть аэропорт «Ульяновск-Восточный», ПОЭЗ, фабрика «Марс», дороги, сети. Как быть другим районам, где нет всего этого? Как быть властям в Карсуне, к примеру?
– Что же, а я могу привести такой пример. Калуга. Она совсем рядом с таким гигантским по возможностям регионом, как Московская область и сама Москва. К ней московский аэропорт Внуково ближе, чем к центру столицы России (смеется). Однако Калужская область — ведущий российский автокластер, где работают крупнейшие мировые производители, Volvo, Peugeot-Citroen, Volkswagen, Mitsubishi Motors. Поэтому ваша «карсунская» логика тут не работает. Да, регион приложил огромные усиялия, чтобы обеспечить приход автогигантов, но на местах-то многие вопросы должны были решать муниципалитеты, например, о предоставлении земельного участка, о разрешении на строительство. Если бы в своё время Чердаклинский район неадекватно отреагировал на такие запросы по принципу «приходите-ка вы завтра», сколько бы мы не работали для привлечения инвесторов, дело бы стопорилось там, на месте. Теперь по поводу главного показателя, характеризующего эффективность инвестполитики в Чердаклинском районе. В АСИ оценивают и отслеживают не абсолютные показатели, а больше динамику развития, настрой управленческой команды муниципалитета. Кстати, нам в этом самом объеме инвестиций тяжело тягаться с Сахалином или Томском, как с нефтегазовыми регионами, или с Москвой, являющейся финансовым центром России. Но в качестве работы по привлечению инвестиций мы соперничать можем, и должны.
По словам Смекалина, чиновники зачастую вообще не имеют такого образа мышления, как у бизнесменов, не нацелены на прибыли в виде налоговых поступлений, а должны бы. Некоторые вообще к бизнесмену относятся как к жулику, который хочет их обмануть. Так не должно быть. Для этого, считает первый зампред, и нужны практики, их изучение и претворение в жизнь. Как сообщали ранее в правительстве области из 24 районов и городов региона приняли решение поучаствовать в проекте 12 муниципалитетов: Павловский, Сурский, Кузоватовский, Старомайнский, Карсунский, Новоспасский, Мелекесский, Новомалыклинский, Барышский, Майнский, Цильнинский районы, и Димитровград.
— А остальные? Или это не обязательный процесс?
— Нет.
— Почему? Вы только что сказали сами, что чиновники часто не мыслят категориями бизнеса, от чего страдают потом и предприниматели, и налоговая база муниципалитета. Может, в приказном порядке всех научить бизнес любить?
— Разве можно заставить быть счастливым (смеется)? Как только начинается «силовое» воздействие сверху, начинается сопротивление. Как в законе физики. Да, многое зависит от политической воли властей территории. Вот пусть и работают.
Как пояснил Смекалин, из 12 лучших практик в Чердаклинском районе подтверждено внедрение 11, последнюю планируется внедрить до конца первого квартала 2016 года. Это муниципально-частное партнёрство (МЧП). Напомним, что муниципально-частное партнерство представляет собой совокупность форм и механизмов средне- и долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между муниципальным образованием, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов на территории муниципального образования. Среди целей МЧП, к примеру, могут быть привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу муниципального образования, строительство или реконструкция транспортной инфраструктуры и транспорта, системы ЖКХ, переработки и утилизации бытовых отходов, развитие туризма, отдыха и спорта, и т.д.
— Прокомментируйте многочисленные критические замечания по поводу инвестиционной активности властей нашей области, шутки о рейтингах и фразы наподобие «Да кому они нужны, эти ваши инвестиции, какой от них прок простому жителю Ульяновска?»
— Я уже замучился отвечать на подобные вопросы, но, мне не жалко (смеется)! Самый простой и доходчивый пример — бюджет Ульяновской области. Общий объём его доходов на 2015 год составлял порядка 35 миллиардов рублей. Инвестиционная деятельность области на сегодня обеспечила примерно треть этой суммы. Вычеркните из бюджета больше 10 миллиардов рублей, и попробуйте прожить на оставшееся.
— Да, мы писали о структуре бюджета-2015. Среди самых крупных плательщиков в бюджет, точнее — в топ-11, есть «Пивоварня Москва-Эфес», фабрика «Марс», Альфа-Банк. Инвестпроекты.
— Именно. Но вы смотрели только топ-11, другие же тоже платят немалые деньги в бюджет региона. Есть те, кто уже давно прошёл льготный инвестпериод и платит в полном объёме, те же «Эфес» и «Марс». Ни один инвестпроект не получил льготы просто так, у инвесторов есть юридически крайне жёсткие обязательства по заработной плате на своих производствах, предприятиях, в компаниях. Да, нас упрекают в том, что на многих современных заводах, которые к нам пришли, небольшое количество рабочих мест. Однако возьмём тот же «Эфес», там работает человек 300, но в четыре раза больше налоговых выплат, чем у УАЗа, где трудится несколько тысяч ульяновцев. Пусть те, кто комментирует инвестиционную деятельность области, сами подумают, подсчитают, что бы было, если бы мы не занимались инвесторами вообще. Пусть сравнят Ульяновск-2005 и Ульяновск-2015. Я не могу сказать, что мы сделали всё, но многое.
Андрей Белов