Улбизнес » Вильдан Зиннуров: «Промышленность в тревожном ожидании…»

Российская промышленность в ожидании что же будет дальше, не­сколько «притихла»: большинство предприятий работает на тех запасах, которые пока есть, ищут новых постав­щиков и новые рынки сбыта. Давят все: с одной стороны, производители сырья и материалов, с другой — банки, снижается потребительский спрос. Иначе говоря, промышленности России сейчас не просто… Как в этих условиях чувствует себя ульяновский производитель, рас­сказал «Ульяновской правде» первый вице-премьер областного правительства региона Вильдан Зиннуров.

Он назвал нынешнее состояние про­мышленности «тревожным ожидани­ем». Обрабатывающие производства не снижают темпы, но снизили рентабель­ность из-за роста цен (до 45 процентов) на металлопрокат. Рынок труда пере­живает штиль, массовых сокращений не наблюдается, но есть небольшой скачок вверх по безработице. Самый же пока тревожный факт — поведение банковской сферы. Кредиты дороги и зачастую про­сто недоступны в виду низкой ликвидно­сти банков.
По решению Правительства РФ и Агентства по страхованию вкладов бан­кам будет предоставлено порядка по­лутора триллионов рублей. Насколько быстро эти деньги дойдут до промыш­ленности, пока под вопросом. «Мы по­лагаем, что оздоровление банковской сферы должно произойти ближе к июлю 2015-го. Конечно, есть опасения, что не все доживут до этого времени, потому что полгода для промышленности — боль­шой срок. В группе риска — предприятия, имеющие валютные кредиты. В первую очередь, банкам нужно показать частным вкладчикам свою стабильную работу, чтобы исключить отток капитала, во-вторых, нужно выходить на нормальные «рельсы» по кредитованию бизнеса», — отметил вице-премьер.

Импортозамещение в автопроме как российский тренд «Опасений, что базовые отрасли в регионе понесут большие потери, у нас нет», — считает Вильдан Зиннуров и при­водит аргументы. Более трети — 35 процентов — всего промпроизводства области занимает ав­топром. И надо отметить, что продажи машин благодаря продлению программы утилизации идут хорошими темпами. Ульяновский автозавод по сравнению с первым кварталом прошлого года уве­личит продажи почти вдвое. АвтоВАЗ — на 12 процентов, что позволит Дими­тровградскому автоагрегатному заводу в свою очередь получить дополнитель­ные ресурсы для решения накопившихся проблем.

«Надеемся, что такие же решения от­носительно финансирования программы утилизации будут приняты и на второй квартал этого года, кроме того, должны быть выделены федеральные средства на закупку автомобилей для силовых ведомств. По этим программам мы реа­лизовывали до восьми тысяч автомоби­лей, а это два месяца работы автозавода в очень напряженном режиме», — отметил Зиннуров.

Прицел на оборонку Все предприятия оборонно-промышленного комплекса, а их в регио­не только крупных семь (механический завод, «Утес», «Контактор», патронный завод, «Авиастар», НПО «Марс» и УКБП), заказами и финансированием обеспечены. У того же «Авистара» в ли­сте ожидания контракт на топливоза­правщик Ил-78 и продолжение работы по модернизации «Русланов».

«Сегодня идет ревизия инвестици­онных программ предприятий относи­тельно «новых строек», а именно новых программ технического перевооружения и модернизации. Работа должна быть завершена к 1 апреля. Будет понятно, какие из предприятий останутся в ин­вестиционной госпрограмме вооруже­ний в полном объеме, а какие нет. По производственным программам, которые утверждены по оборонным предприяти­ям, мы по-прежнему имеем рост к 2014 году в размере не менее 20 процентов. Мы должны поторопиться с прохождени­ем экспертизы существующих проектов по нескольким предприятиям для того, чтобы защитить наши позиции в Мин­промторге», — рассказал вице-премьер.

Станкостроение — начало начал Свое, отечественное станкостроение для России — огромная проблема. Не­возможно на оборудовании качества XX века производить изделия века XXI. Российскому станкостроению жизненно необходим трансфер технологий. При этом о возможности работы с Европой и Америкой на несколько лет можно за­быть, надо устремить свой взор на азиат­ский опыт.

Что касается конкретно Ульяновской области, то Симбирский станкострои­тельный завод на грани банкротства. Сейчас собственники ищут инвесторов, нужно несколько сотен миллионов, что­бы вновь начать работать. Но свет в кон­це тоннеля появится совсем скоро. Виль­дан Зиннуров напомнил, что в сентябре 2015 года в Ульяновске будет запущен самый крупный в России завод по про­изводству токарных и фрезерных стан­ков DMG Mori Seiki. Область сегодня формулирует предложения в федераль­ное правительство по использованию его потенциала для оснащения и реализации программ перевооружения российских предприятий. Необходимо утвердить программу утилизации аналогичную ав­топромовской и получить статус россий­ского производителя.

Шить не перешить Высокая разница в курсе валют за­крыла рынок для поставщиков из Китая и Турции с точки зрения поставки готовых тканей и изделий. Для швейных произ­водств открылся огромный рынок. Вроде надо было бы обрадоваться и работать на российском сырье, но где его взять? Воло­кон, вискозы, качественной фурнитуры и красок российского производства нет, и замещать их пока, увы, нечем. Потребность легпрома в вискозе огромна и требует немедленного импор­тозамещения. Не все просто и с краси­телями. Номенклатурных позиций в отрасли примерно 200, и все их локали­зовать невозможно. Корпорация по раз­витию Ульяновской области сейчас про­водит анализ по поиску ведущих игроков в Турции, Китае, Корее. «Сейчас мы активно работаем с Минпромторгом РФ относительно про­изводства камвольных тканей. Барыш­ская фабрика полностью готова к за­пуску этого производства мощностью от 50 тысяч метров в месяц до 120 тысяч. Мы рассматриваем внутренний рынок, прежде всего это школьная форма и за­каз для силовых ведомств. Уже решено, что шить для силовиков форму будет Брянская фабрика «Русич». Мы считаем, что это дискриминационное решение по отношению к другим игрокам рынка, но с другой стороны, не приступив к полно­ценному производству и не показав каче­ство, мы не можем рассчитывать на кон­куренцию. Нужно выходить на серийное производство. Для этого сейчас прово­дится целый ряд мероприятий» — отмеча­ет Зиннуров. Нехватку российского химического волокна почувствовала на себе Игнатов­ская суконная фабрика, производящая ткани, трикотажное полотно и рукава для химических производств. Раньше сырье поставлялось из Прибалтики, хотя такие производства в России есть, сейчас нужно наладить сотрудничество с отече­ственными производителями.


Покупать наше!

Пока же в легкой промышленности идет больше процесс переговоров, чем процесс поставок и производства, но пока, несмотря на снижение темпов про­изводства, по словам Зиннурова, ни­каких колебаний или существующих проблем на рынке труда не видно. По его мнению, необходимо продолжать работу по законному ограничению заку­пок в других регионах и использованию продукции местного производства там, где это возможно. Так, например, посту­пили с закупкой мягкого инвентаря для бюджетной сферы области. Если вклю­чены бюджетные деньги, значит, и поку­пать должны наше, ульяновское. То же самое касается и строительства. Здесь задача на текущий год — сдать 920 ты­сяч квадратных метров жилья. Общий объем инвестиций — порядка миллиарда рублей. «Если мы производим в регионе цемент, кирпич, кровельные материалы, мягкую кровлю, наша задача в строи­тельстве — максимально использовать потенциал наших предприятий», — счи­тает Зиннуров.

Нелли Хачатрян