Постройка первого опытного летного образца самолета Ил‑78М‑90А осуществляется на авиазаводе в рамках контракта с Министерством обороны России.
Головной разработчик воздушного судна – Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, изготовитель – завод «Авиастар-СП». Свой первый полет новый Ил-78М-90А совершил 19 января в аэропорту «Ульяновск-Восточный». Он продолжался около 30 минут и положил начало заводским летным испытаниям. Сайт planeradar.ru также выдал информацию, что новый борт №78741 летал в Чердаклинском районе и 23 января в течение 1 часа 5 минут.
Постройка первого опытного летного образца самолета Ил‑78М‑90А осуществляется в рамках контракта с Министерством обороны России на проведение опытно-конструкторских работ по созданию перспективного самолета-заправщика на основе военно-транспортного самолета Ил‑76МД‑90А как составной части ОКР «Создание тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А и перспективного самолёта-заправщика на его базе».
25 января пилотировал самолет шеф-пилот «Ильюшина» Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов. Эта машина стала первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России в постсоветский период. Ранее производство самолетов Ил-78 базировалось в Узбекистане.
АО «Объединенная авиастроительная корпорация» 29 ноября 2017 года сообщило, что на АО «Авиастар-СП» (входит в состав ОАК) в Ульяновске состоялась выкатка на летно-испытательную станцию предприятия завершенного строительством первого опытного образца нового самолета-заправщика Ил-78М-90А (серийный номер 02-01).
По требованию заказчика Ил-78М-90А является конвертируемым: сохранена возможность использования в качестве военно-транспортного самолета: есть рампа, десантное оборудование, а в случае необходимости можно установить оборудование для пожаротушения На самолете будет установлено топливо‑заправочное оборудование: два дополнительных топливных бака общей емкостью около 50 тонн внутри грузовой кабины, а также унифицированные подвесные агрегаты дозаправки — два на крыле и один в хвостовой части фюзеляжа. Самолет оснащен четырьмя двигателями ПС‑90А‑76. Полностью обновлен пилотажно-навигационный комплекс, также на самолете реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.
Согласно условиям контракта, летные испытания первого образца Ил-78М-90А должны были быть начаты в 2016 году.
23 января сайт телеканала «Звезда» опубликовал видео дозаправки боевых самолетов в Воронежской области. Бомбардировщики Су-34 и истребители Миг-31БМ Западного военного округа провели тренировочную дозаправку от танкера Ил-78М более ранней модификации, чем новый самолет от «Авиастар-СП». Операцию можно посмотреть в подробностях. Она проводилась на высоте от четырех до восьми тысяч метров при скорости свыше 500 километров в час. К отработке элемента привлекались 50 летчиков. Экипажи выполнили около 120 упражнений по дозаправке как в дневное, так и в ночное время суток, в одиночку и парами.
В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырех воздушных судов.
Все работы по модернизации самолета от начала проектирования и до выпуска летного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в современных цифровых технологиях.
Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолетов. Одна из самых важных – станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства. Автоматизация процессов уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера. Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем.
Новая линия позволит снизить трудоемкость стыковочных работ, обеспечить контролируемое качество, уменьшить зависимость от квалификации технического персонала.