Чуть больше года назад об экономической ситуации в России мы беседовали с генеральным директором УМЗ-2 Наири Чатиняном. Он предсказал многое из того, что случилось в экономике страны, например, проблемы с Турцией, импортом, реальными доходами граждан и сельским хозяйством. Сегодня вспоминаем тот разговор.
Зимой 2015 года Наири Чатинян пояснил нам, что через Ульяновский механический завод № 2, как сквозь призму, видно всю экономику России в динамике, это абсолютная калька того, что происходит, просто в уменьшенном масштабе. «За годы руководства заводом я поневоле стал обладать даром экономического предвидения. Никакой мистики. Просто мы выпускаем грузоподъемную технику. А наша техника это показатель движений в экономике страны с этаким лагом, с отсрочкой в 1,5-2 года. Все серьезные проекты закладываются как раз за такой период до их осуществления. Пишутся техзадания, подбирается техника, в том числе и наша, для строительства, реконструкции, модернизации и так далее. Если мы в точке Х наблюдаем какое-то снижение спроса или остановку спроса на нашу технику вообще, то на экономике это начинает отражаться через те самые 1,5-2 года, о которых я упоминал», говорил тогда директор завода. Вспомним некоторые из его прошлогодних «пророчеств» и добавим курсивом свои небольшие ремарки.
О ресурсах
«Господь дал России неисчерпаемые энергетические ресурсы. Он как-бы сказал: «С такими ресурсами не замерзнете никогда. Хотите жечь Вечный огонь по всей стране в память о своих Героях? Жгите, под вами океан газа. Угля не сосчитать. В Кузбассе открытым способом добывать можно сотни лет. Нефтяные ванны можете себе делать. Еще запасы дерева вам добавлю. А еще — на огромных реках гидроузлы для выработки электроэнергии построить можно». Уравновесил нам все наши проблемы, если можно так сказать. Даже с лишком. И, благодарю титаническому труду наших с тобой прадедов, дедов и отцов, которые жизнь гробили, была создана из Божьего дара огромная инфраструктура, которой можно пользоваться. И мы до сих пор пользуемся».
Это факт. Правительство и минфин РФ верстают бюджет в первую очередь исходя из цен на сырье (нефть, газ).
О том, какая у нас экономика
«По легенде мы строим государственный капитализм с признаками социального государства. Но с жесточайшей конкуренцией. Как внутренней, так и внешней. Стоп, ребята! Это как в том анекдоте – или крестик снимаем или трусы надеваем. Иного не дано. Если строим социализм, давайте возвращать госплан во все сферы жизни. Который будет предусматривать, кому, когда и сколько нужно выпустить, а кому и сколько — потребить, какие фонды под это заказать и так далее. А если у нас рыночная экономика в России, тогда давайте жить по-волчьи. Больничный лист возьмем. Если у нас капитализм, почему предприятия в России оплачивают его? Нигде в мире такого нет, если это не предусмотрено в индивидуальном порядке индивидуальным контрактом или индивидуальной страховкой. Почему действует фактически старый трудовой кодекс? Почему законодательство ограничивает часы работы и дни работы? Сколько есть контрактов, друзья, столько и будем работать, капитализм же. Почему столько праздничных дней, отмечу, оплачиваемых предприятием? Этот вот новогодний кайф почти в две недели длиной по ставке в 100%. Или майский недельный шашлычный кайф. Или перенос праздников, выпавших на выходной. Оплата работающим студентам экзаменационных сессий. Ранняя по любым мировым меркам (и не самая маленькая в мире) пенсия. Почему мы платим пособия по безработице? Нет работы? Переучивайся бесплатно. Ищи. Море вакансий».
Бюджет у России, как и у регионов, включая Ульяновскую область, остался исключительно социальным, факт.
Об УАЗе
«Самое страшное — это стремительное разрушение УАЗа. УАЗ — производитель машин полного цикла, а его насильно превращают в автосборочное предприятие. Все комплектующие купили, вероятнее всего, в Китае, отштамповали «кузовщину» или, скорее всего, тоже купили в Китае, сварили, собрали, покрасили, продали. Красота! Всего тысяча с небольшим персонал. Малые серии, гибкий конвейер, ни забот, ни хлопот. Вот и кромсают УАЗ под видом модернизации. Освободившиеся площади будут застроены жильем. Это означает, что никогда больше, при всем желании, завод как производитель не возродится».
Что тут комментировать? Так и есть.
О крестьянах и сетевых магазинах
«Почему сельскохозяйственная отрасль, которая делает десятки миллионов человек обеспеченными, миллионы зажиточными, а десятки тысяч богатыми, в России сплошная черная дыра? Несмотря на огромные суммы господдержки? Потому, что нет сбыта. Парадокс! Едят все, а сбыта нет. Все просто. Можно сколько угодно давать фермерам льготные кредиты, бесплатные лизинги техники, субсидии на семена и животных, но пока он не получит гарантии, что вся его продукция будет продана по справедливой цене, толку не будет. Остальные телодвижения бесполезны. Сегодня все фермеры находятся в жестком рабстве. Имя ему – сетевые магазины. Все эти «девяточки», «лилипуты», «магнитофоны», и прочие. Это очередное российское зло. Сетевые магазины полностью монополизировали все каналы продажи продукции, тем самым поработив производителей, и перетянули себе львиную долю прибыли в продуктах питания. Где же анонсированные миллионы раз фермерские мини-рынки в каждом микрорайоне? Их нет и не будет. Потому что крупные сети потеряют свою монополию и возможность диктовать цены и условия».
Настоящих продуктов от реальных крестьян в магазинах Ульяновска — по пальцам пересчитать, найти их можно только на старых убогих рынках. Новые сетевые магазины? Открываются.
О рубле и снижении потребления
«Нам нужен слабый рубль. Не просто чуть-чуть слабенький, но с надеждой на скорое укрепление, а вот прямо слабый-слабый и на гарантированно долгое время. Если говорить в цифрах, то 150 рублей за доллар на пять лет было бы неплохо. Мы все эти годы глупо и безрассудно занимались укреплением рубля, вернее, это, скорее, было следствием жесткой монетарной политики властей с ориентиром на удушение инфляции. Душили денежную массу, душили госрасходы, душили обновление инфраструктуры, повышали налоговые изъятия, ну и додушились, а именно — практически полностью обескровили экономику и укрепили рубль. Национальный производитель стонал и подыхал, не выдерживая конкуренции с иностранцами, потом ушел с рынка, а теперь мы пожинаем плоды этих решений, как то рост цен на иностранные товары в 2-3 раза. А наших товаров уже нет. Придется временно поменять Турцию на Ундоры , Solaris на «Ладу», «МакДональдс» на мамину котлету в хлебозаводской булке, апельсиновый сок на бабушкин компот из вишни. И кстати, кто вообще сказал, что это плохая замена?»
Турции, как и Египта, нет, падение в туротрасли сильное, людям просто не по карману отдыхать за границей. Импорт стоит дороже в разы. Рубль в ауте. Реальные располагаемые доходы (доходы минус обязательные платежи с поправкой на инфляцию) россиян в январе 2016 года упали на 52,2 процента по сравнению с декабрем 2015-го. При этом размер реальных доходов по данным Росстата составил всего 21 365 рублей (в 2015 году — 45 212 рублей).