Корреспондент ulbusiness.ru Андрей Белов обсудил эту и множество других тем с Юлией Скоромоловой, 19 января назначенной директором Ульяновского ресурсного центра развития туризма и сервиса, ставшего Агентством по туризму.
Ранее, напомним, Юлия Скоромолова занимала пост заместителя директора Ленинского мемориала по туристической и экскурсионной деятельности. Решение о её назначении принял губернатор Сергей Морозов. Прежний директор Сергей Лаковский ещё в конце 2015 года сообщил, что покидает пост. Областное государственное казённое учреждение «Ульяновский областной ресурсный центр развития туризма и сервиса» было создано в конце 2010 года. Сейчас его работа переформатируется. Что конкретно изменилось и изменится в будущем, нам рассказала сама Юлия Скоромолова.
— Сейчас мы себя позиционируем как Агентство по туризму Ульяновской области. Больше месяца назад губернатор дал задание переформатировать работу ресурсного центра. Документы на переименовании и на регистрации, но, в принципе, мы уже называем себя Агентство по туризму во время переговоров, на семинарах и сессиях, в работе с коллегами, в прессе.
— Надеюсь, это не переименование ради переименования?
— Современные тенденции говорят о том, что в регионах создаются именно агентства как инструмент развития в той или иной сфере. Например, есть агентства по развитию предпринимательства, у нас в Ульяновске есть Агентство по развитию сельских территорий. Если говорить конкретнее о практике, то у агентства более широкие полномочия, чем у центров, например, чем у нашего бывшего центра развития туризма и сервиса. Даже в самом названии ресурсный центр есть некие ограничения, как будто бы мы привлекаем ресурсы и развиваем туризм, и всё. Но у нас еще очень много других задач, больших и маленьких, совершенно разных, которые в названии не отражены. Кроме того, мы корреспондируем новое название с названием Федерального агентства по туризму, оно же — Ростуризм, которое находится в ведомстве министерства культуры России. Соблюдаем преемственность, так сказать.
— Логика есть, но, как говорится, помотрим, как будете работать дальше. Сохранится ваша правовая форма? Кому Агентство подчиняется?
— Да, мы по-прежнему областное государственное казенное учреждение. Мы подчиняемся непосредственно министерству искусства и культурной политики Ульяновской области.
— По какой линии идет финансирование?
— От минкульта региона. Которое, в свою очередь, финансируется из федерального центра, из министерства культуры Российской Федерации.
— Какова ныне структура Агентства?
— Мы поменяли структуру, но не меняли количество человек, которые трудились ранее в центре развития туризма и сервиса по штату. Для нас очень важно, что не прибавилось количество «иждивенцев» для бюджета области. Я видела негативные комментарии, что вот, мол, создается новое агентство, значит будут новые затраты, зачем это нужно в такое кризисное время… Это не так. Мы проработали и выделили в новой структуре два отдела. Первый — отдел государственных программ и приоритетных проектов, он занят созданием туристского продукта, прорабатыванием концепции этого продукта. Это первый и важный этап работы, всё это необходимо для того, чтобы понять, что же именно мы будем потом продавать туристам и гостям города, какой туристский продукт реализовывать. Второй отдел — отдел межведомственного взаимодействия и информационного обеспечения отрасли. Он будет заниматься взаимодействием по вертикали власти, продвижением продукта, который создал первый отдел, работать со СМИ, с организациями, которые рекламирует туристские продукты в России. Это не значит, что два отдела обособлены, они трудятся в слаженном тандеме, например, при проведении различных мероприятий, выставок, сессий. Кроме того, в Агентстве есть юрист. Мы, как структура в органе исполнительной власти, коим является министерство Татьяны Ившиной, должны заниматься созданием современной нормативно-правовой базы. У нас есть также экономист, ведающий обработкой различных экономических вопросов целесообразности тех или иных проектов.
— Без яркого узнаваемого бренда, «продающего» услуги или продукт, в современном мире никуда. Его не было у прежнего центра, честно скажем. Есть идеи?
— Мы над этим думаем. Однако для нас именно сейчас важнее постановка целей и задач Агентства. Логотип, бренд, продвижение бренда обязательно нужны! Сейчас, по сути, к сожалению, мы даже не имеем собственного сайта для того, чтобы продвигать свои услуги. Точнее, есть сайт goulyanovsk.ru, причем сам туристский центр расположен в Ленинском мемориале. Пока, чтобы сэкономить бюджетные средства, новый сайт мы создавать не будем, попробуем переформатировать работу прежнего, чтобы он был сайтом именно нашего учреждения. Через него и будем транслировать и рекламировать политику области в сфере туризма.
— Каковы цели и задачи поставленные перед Агентством?
— Их очень много, они сложные и важные… Давайте по порядку. Основная и глобальная задача — превращение Ульяновска в центр культуры, туризма и отдыха. Для того, чтобы достигнуть ее, нужно пройти несколько этапов. Эти этапы подразумевают и создание кластеров, и создание туристских маршрутов. Это и работа над тем, чтобы любой турист, приезжающий в город, мог найти разные услуги, поесть, развлечься, отдохнуть, остановиться в гостинице, сделать покупки.
По словам Юлии Скоромоловой, вторая глобальная задача Агентства — вернуть в Ульяновск тот миллион туристов, который посещал родину Ленина в годы СССР. Или, как уточняет директор, не вернуть, а серьёзно увеличить поток туристов до этой цифры.
— В 2015 году соседний Татарстан привлёк на свою территорию 4 миллиона туристов. Мы имеем огромный потенциал для того, чтобы сделать примерно тоже самое. Вопрос куда они поедут, и для чего они поедут? Миллион гостей приезжал в Ульяновск в 70-80 годы, когда в том Ульяновске был создан, по сути, первый туристско-рекреационный кластер с нуля. Я имею в виду перестроенный к 1970 году центр города, создание Ленинского мемориала, строительство гостиницы «Венец», создание различных туристических мест связанных с именем Ленина, но не находящихся конкретно в центре города. Сейчас, по моему мнению, если мы грамотно выстроим свою работу и создание туристского продукта, то можем привлечь более одного миллиона туристов в год в Ульяновск. Мы должны создать туристско-рекреационный кластер «Музей СССР» к 2022 году, на это у нас есть семь лет. Кроме того, почему бы не говорить о передвижениях туристов внутри области? Они также крайне важны для нашего региона. Если люди ездят из района в район, из Ульяновска в районы и наоборот, то они оставляют в этих местах определённое количество денег, «вкладываются» в экономику соседей. Так и идёт развитие.
— Ещё чем будете заниматься?
— Кроме этих задач, у нас есть задачи, которые поставлены Ростуризмом и правительством страны. В частности, премьер Дмитрий Медведев призвал заняться диверсификацией туристского продукта. То есть, расширением его ассортимента, разработкой различных видов туристских продуктов. Проще говоря — развитием разных видов туризма. В России есть речной туризм, спортивный, сельский, событийный… В Ульяновской области мы можем развивать практически все виды туризма. Сейчас же наши основные виды — это культурно-познавательный туризм, так как у нас неплохое историческое и есть имя Ленина, и рекреационный туризм, например в Ундорах. Не развит экологический туризм. Детский держится на энтузиазме преподавателей, он не поставлен на поток. Поэтому все остальные виды, которые я перечислила, и которые были озвучены в Москве, мы должны развивать.
По мнению Скоромоловой, важен основной подход в развитии туризма в области, это создание туристско-рекреационных кластеров. Но кластеры в каждом из регионов развиваются по разным принципам. Кто-то применяет полифункциональный подход, например в Московской области берут усадьбу и вокруг неё создают множество туристских продуктов. Кто-то ориентируется на оздоровительный туризм, как в Алтайском крае. Другие выводят туристские потоки из центра города, из самой столицы региона в районы. Яркий пример — Татарстан, активно развивающий и продвигающий Свияжск и Булгар, чей историко-археологический комплекс внесли в Список Всемирного наследия. Агентство провело анализ практик соседних регионов и думает об их применении на территории нашей области.
— Для всего этого нужны законы, документы, нельзя же делать всё в «воздухе»?
— Да, ещё одна задача, как бы она бюрократично не звучала, это создание нормативно-правовой базы, на которую в дальнейшем мы должны опираться в своей деятельности. Мы должны работать по закону.
— Речь, я знаю, шла и о стратегии развития туризма в регионе?
— Агентство должно разработать стратегию развития туристической отрасли Ульяновской области на ближайшую перспективу к 1 сентября 2016 года. С 1 марта мы выставляем на широкое обсуждение концептуальные, приоритетные направления, в рамках которых должен развиваться туризм в регионе. Любые предложения, мнения, критику и идеи можно присылать на наш электронный адрес ultourism@bk.ru. Например, мы создаем и заполняем туристский паспорт области, потом должны выставить этот паспорт на выделенный ресурс. Он предназначен как для потенциальных инвесторов, туристических операторов, организаций, работающих в сфере туризма, так и для самих туристов, желающих подробнее познакомиться с самыми интересными местами страны. Там более 100 разделов, которые подробно описывают регион, его историю, географию, культурное наследие, экономику туризма и прочее. Агентство по туризму и я лично просим всех читателей содействовать в заполнении паспорта региона. Например, прислать нам на указанную почту ответы на такие вопросы, как 10 причин для зарубежного туриста приехать в Ульяновскую область, 5 причин для зарубежного туриста приехать сюда, если он уже был, что вы рекомендуете обязательно сделать туристу, который приедет в Ульяновск, какие достопримечательные места в Ульяновске и в области?
— Объявлен и конкурс на разработку логотипа проекта «Красный маршрут» совместно с Объединением международной интеграции в туризме «Мир без границ»?
— Да, прием конкурсных работ начат на днях и продлится до 1 апреля 2016 года. Победитель получит денежное вознаграждение, а также в дальнейшем будет рассматриваться как создатель brand book проекта «Красный маршрут». Итоги подведём 16 апреля.
— Вернёмся к разговору о туризме в области. Наш регион это не только Мемориал и Венец. Что делать с муниципалитетами?
— В районных центрах мы бы тоже хотели увидеть подобные паспорта. И это ещё одна задача, стоящая перед Агентством. Министр Татьяна Ившина сказала также, что нужно создать в районах координационные советы по туризму межведомственного уровня с привлечением бизнеса. Ещё одна задача наша — создание Фестивальной карты области, где будут отражены основные культурно-массовые события региона. При этом туристы должны знать, к кому обратиться для того, чтобы получить разъяснения и комментарии или даже советы в отношении тех или иных ситуаций, возникающие в сфере туризма. Мы им должны помогать, для этого у нас есть юридическая служба, о которой я уже упоминала. Как видите, задач огромное количество.
— Для всего этого нужны деньги, инвестиции, субсидии, гранты?
— Несомненно. Еще одно немаловажное направление нашей работы — как раз привлечение бюджетных и частных инвестиций в сферу туризма Ульяновской области. Наше агентство — это институт развития отрасли, здесь мы должны работать как с бюджетными инвестициями в рамках федеральных целевых программ развития туризма, так и обязательно с частными инвесторами. Сейчас агентство создает реестр перспективных инвестиционных проектов в сфере туризма, чтобы предлагать их предпринимателям, бизнесу.
— Об инвестпроектах. Я был на наших культурных форумах, встречах, и многие разговоры «крутились» вокруг Ленинского мемориала. Именно он должен быть основной туристической точкой, предлагаемой частному инвестору?
— Крупной по размерам точкой — да, но я не думаю, что главной. Потому как Мемориал одна из самых затратных точек для частных инвестиций. Кстати, проблема их привлечения частично решена: на ближайшие три года мы получили грантовую поддержку в рамках Федеральной целевой программы развития туризма в России. Проект культурно-туристического кластера «Музей СССР» получил 95 баллов из 100, был одобрен в Москве. В 2017 году мы получим первое финансирование. Средства пойдут в том числе на инженерную инфраструктуру, берегоукрепление, на подготовку дорожного полотна, и это очень важно. Почему? Потому, что затем привлечь сюда частные инвестиции будет легче, инфраструктура-то будет лучше, современнее.
— Хорошо, а можете привести пример «помельче»?
— Я знаю, что сейчас министерство искусства и культурной политики области активно работает над проектом усадьбы Перси-Френч в Тереньге. Агенство обязательно примет участие. В Ульяновской области практически в каждом муниципальном образовании есть те или иные туристические объекты, которые нуждаются в частных инвестициях. Причем это не обязательно объекты культурного наследия, это могут быть объекты инфраструктуры, например, гостиницы. В некоторых муниципалитетах региона их нет вообще, как туда приедет турист?! Где-то не развиты кафе и ресторанчики… Например, для того, чтобы детскую группу покормить, кафе должно соответствовать определенным требованиям. Здесь нужна серьезная работа с местным бизнесом, который должен знать, что сюда ожидается неплохой туристический поток, и только тогда будет вкладываться в строительство кафе, гостиниц и других объектов, в будущем расчитывая заработать на этом, получить прибыль.
— Затронем эту тему отношений бизнеса и властей от культуры и туризма ещё не один раз. А что за событие ждёт нас 16 апреля?
— 16 апреля мы будем проводить выставку-ярмарку «Отдых на Волге», где хотим презентовать тот самый реестр инвестиционных проектов в сфере туризма в Ульяновской области. Это мероприятие и для профессионалов в сфере туризма, туристического бизнеса из других регионов, и конечно же, для жителей Ульяновской области. Рассчитываем на две целевые аудитории — туристический бизнес и его потребители, клиенты. Хотим, чтобы и те и другие посмотрели, что есть в Ульяновской области, какие предложения, места, имена, события. Ярмарка включает в себя также бизнес-программу. Казань, Самара и другие наши соседи обещали приехать, дабы познакомиться с нашими туристическими продуктами и презентовать свои.
Андрей Белов
В следующей части нашего большого разговора с Юлией Скоромоловой читайте о том, как ещё Агентство намерено работать с ульяновским бизнесом, почему до сих пор не создан общий сайт visitulyanovsk.com по аналогии с известными visitrussia или visitlondon, и почему до сих пор «мёртв» речной порт Ульяновска как точка для привлечения туристов?