Улбизнес » «Леруа Мерлен», шины Bridgestone, станкозаводы, санкции и 70 миллиардов рублей инвестиций

Первый заместитель председателя правительства Александр Смекалин рассказал корреспонденту ulbusiness.ru об инвестициях, технологиях, новых заводах и супермаркетах, а также о том, как жить под санкциями Запада.

Согласно последним новостям, в целом по России отмечается спад инвестиционной активности, но объем инвестиций в экономику Ульяновской области в 2015 году составил 90 миллиардов рублей, есть рост на 8 миллиардов по сравнению с 2014-м. Однако кризис и санкции, в том числе уже и наши российские в отношении Турции, никто не отменял. О последних новостях уже действующих и готовящихся к запуску инвестиционных проектов региона мы попросили рассказать первого заместителя председателя правительства Александра Смекалина.

— Сколько сейчас всего в региональном инвестиционном портфеле проектов и на какую сумму?
— Здесь нужны пояснения. Есть нулевая группа инвестпроектов, это те, что полностью готовы, сданы и работают. В ней ещё есть те, что уже работают, но ждут второй или третьей очереди запуска, как Schaeffler, к примеру. В группу номер два входят проекты, которые активно строятся, вышли на площадку, ведут работы и так далее. А есть проекты только в активной стадии переговоров — это третья группа. Я обычно оперирую второй группой, их в ней сейчас 45 штук. Общий объем инвестиций там — порядка 70 миллиардов рублей, и это около 15 тысяч рабочих мест.

— Давайте пройдемся по самым громким и основным инвестиционным проектам региона. Начнем с японского шинного завода Bridgestone, первого в России и СНГ.
— Открытие намечено на сентябрь-октябрь 2016 года, порядок.

— Есть вопросы по турецкой Martur, которая производит автокресла для альянса Renault Nissan и тольяттинского АвтоВАЗа. Из-за атаки на российский бомбардировщик Су-24 истребителем турецких ВВС Россия ввела ограничения на импорт товаров из этой страны, начаты проверки грузов на таможенных постах, под рисками импорт турецких автокомпонентов…
— Martur не сколько турецкая, сколько глобальная компания. Как и пивная компания Efes, например, это холдинг, контролирующий зарегистрированную в Голландии фирму Efes Breweries International N.V. Так вот, у Martur в Ульяновске всё хорошо, они выпускают продукцию, по факту — это действующее предприятие.

Напомним, турецкий завод Martur в Ульяновске разместился на бывших территориях УЗТС. Инвестпроекту присвоен статус «Особо значимый». 150 человек персонала по данным на 2015 год. В зависимости от рыночной ситуации и заказов от альянса Renault Nissan и тольяттинского АвтоВАЗа число сотрудников может быть доведено до 300. Продукция — автокресла на Lada XRay, Renault Duster и Renault Captur.

— Финская Fortum, которая построит у нас ветропарк, вроде бы заявила, что начала работу над проектом в Ульяновске?
— Сейчас решаются вопросы технического характера, они работают с нашими энергетиками. Мы надеемся, что все нюансы, согласительные процедуры, будут «приземлены» до конца 2016 года, ведь проект для России новый. Ожидаем и начала строительно-монтажных работ.

— О станкостроении. Японско-немецкий завод DMG Mori открыт. Затем пришли в область немецкая Hermle, чехи из Trimill и Hestego. Какие новости здесь?
— Уточню, компания Hestego – это не станкостроение, это комплектующие для данной отрасли. Сейчас они завершили переговоры с DMG Mori, для Hestego зарезервирован один из корпусов ульяновского Наноцентра в Заволжье. Для Trimill определена площадка на заводе «Форш», который занимается в индустриальной зоне «Заволжье» пресс-формами, штампами и другим инструментом для изготовления деталей из пластмасс, металлов, резины и прочего. Hermle занимается активно проектированием, ждём, что летом начнутся строительно-монтажные работы.

— На Экспертном совете по инвестициям гендиректор Hermle Ульяновск Сергей Иванов прямо заявил, что в связи с санкциями Германия не даст России, следовательно и Ульяновску, новейшие супертехнологии, а будет создана просто крупноузловая сборка станков. Мы им открытый регион, льготные условия, а они… За державу обидно.
— Обидно, не обидно… Нужно воспринимать это как данность текущего момента в политике. Понимаете, технологии — это конкуретное преимущество. Однако и мы, Ульяновск в частности и Россия в целом, тоже не спешим делиться с Западом своими технологиями. Возьмите ядерную отрасль, мы не делимся технологиями, конкуретоспособны, поэтому Россия, а не кто-то другой строит АЭС по всему миру. В Димитровграде началось строительство самого мощного в мире уникального многоцелевого исследовательского ядерного реактора на быстрых нейтронах МБИР, с помощью которого будут реализовываться необходимые для развития глобальной атомной энергетики проекты. Возьмите космическую отрасль, МКС. Меня, например, в своё время задело другое. Я общался с нашими ведущими разработчиками в области станкостроения, которые рассказали: «Мы берём иностранные станки, смотрим, что они умеют делать, и учим свои станки делать тоже самое». А помните, как появилась «копейка» в СССР? Разобрали FIAT, собрали «Жигули». Обижаться не нужно, нужно возрождать умение делать своё.

В Ульяновске анонсировался один громкий проект, связанный больше с сельским хозяйством — парк Dega в Карлинском швейцарской компании DEGA Group. Ещё в апреле 2014 года в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева было подписано соглашение о сотрудничестве. Сергей Каушнян — генеральный директор ООО «Парк Ульяновск», представитель DEGA Group, пояснял нашему корреспонденту, что проект представляет собой агропромышленный комплекс с вертикальной и горизонтальной интеграциями для реализации современных агропроектов в сельском хозяйстве и легкой промышленности. Это ритейл кластер, логистический кластер (включая сухой порт), кластер легкой промышленности, агропромышленный кластер и кластер сервисных услуг (лаборатория, ветеринарная служба, центр обработки и передачи данных, сервисный центр по обслуживанию с/х машин и оборудования), а также наличие собственной теплоэлектростанции.

— Идёт формирование пула компаний, которые там будут работать, — пояснил Смекалин. — Ведется проектирование станции газогенерации, чтобы обеспечить резидентов энергией. Есть две компании, которые займутся логистикой, «Даркат» и «Зеон». Нам нужно провести в парк дополнительную дорогу. Рабочий процесс.

— Вопрос, больше касающийся населения Ульяновска, а не крупных производств. Что с супермаркетом «Леруа Мерлен» на проспекте Олимпийский и с гостиницей Ibis в Новом городе на проспекте Ленинского Комосмола?
— «Леруа Мерлен», специализирующаяся на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада, должна выйти на стройплощадку после схода снега и наступления тепла. Насколько мне известно, все юридические формальности улажены. По гостиничному комплексу Ibis. Напомню, что есть частный инвестор ООО «МИКС», который строит отель, а есть французская управляющая компания Accor, которая руководит затем этим отелем. Были перебои с финансированием проекта, но его никто не отменял, гостиница будет построена.

Дополним, что Accor Group имеет в собственности и в управлении около 4 тысяч отелей по всему миру под разными брендами, включая Россию. Ульяновское ООО «МИКС» планировало сдать 10-этажный гостинично-жилой комплекс под названием «Ленком» в 1 квартале 2017 года. «Ленком» включает в себя жилой комплекс на 64 квартиры, современную гостиницу Ibis, ресторан, магазины и поликлинику. 

Андрей Белов

«Да кому они нужны, эти ваши инвестиции!?» На следующей неделе читайте мнение Александра Смекалина о лучших инвестиционных практиках, и его ответ на критику действий правительства области по привлечению в регион иностранных и российских компаний.