Сегодня в Ульяновске открылся седьмой по счету бизнес-форум «Слобода». На несколько вопросов нашему корреспонденту ответил известный маркетолог Николай Жиляков.
— Вы в первый раз будете выступать на «Слободе»?
— Первое выступление. И, думаю, оно будет самое интересное. Добрые организаторы поставили меня на 9 утра 18 апреля, на следующей день после бурного открытия форума. Думаю, нужно будет не о маркетинге и рекламе рассказывать, а газировочку с алка-зельтцером раздавать (смеется).
— Расскажите немного, о чем вы будете говорить, для какой аудитории, кому важно вас послушать?
— Никаких лекций! Участников форума ждёт четыре рассказа о веселых экспериментах сумасшедшего рекламщика над людьми. Только описание практических ситуаций, достигнутых результатов и новых фишек. Рассмотрим примеры розницы, ресторанного бизнеса. Классического маркетинга и работы в социальных сетях.
— Один из пунктов вашего выступления в субботу — «Оформление продающего магазина в весёлом 2015 году»? Почему веселый? Из-за кризиса?
— Посмотрите, как изменилась розница в Ульяновске за последние полгода. В город пришли жёсткие дискаунтеры – «Победа», «Светофор», «Красное & Белое». Покупатель стал более внимательным к ценам и менее лоялен к брендам. И это только начало, ведь на кризисном дне нам ещё только предстоит побывать. Что тут веселого? В кризис зарабатывают только быстрые и умные. И в этом году придётся бежать в два раза быстрее (смеется).
— Еще один пункт вашего выступления — Social media marketing (SMM). Как сильно SMM изменился в кризис, если изменился вообще? SMM не стоит на месте?
— Социальные сети – это люди. В прошлом году в Ульяновске прогремел Instagram, позволив заработать при минимуме вложений. В 2015 году он уже переполнен троллями, роботами и коммерческими аккаунтами. Этот год – год переосмысления PR и работы в социальных сетях. На первое место выходят персоналии и лидеры с тысячами и десятками тысяч подписчиков. Слова и публикации таких блогеров более авторитетны, чем статьи в газетах. Их суточная аудитория больше, чем у большинства бумажных СМИ Ульяновска. Умеете работать с такими людьми?
— Сказался ли как-то кризис на работе маркетологов в Ульяновске?
— Маркетологи и рекламщики — первые в очереди на увольнение в тяжёлый год. Почему? Главная причина – это нехватка компетентности у специалистов в Ульяновске, когда реклама рассматривается не как кладезь возможностей, а статья затрат в бюджете компании. Если ваш маркетолог не может объяснить, откуда приходят новые клиенты, сколько их будет в следующем месяце и как дорого за это придется заплатить, то стоит расстаться с таким сотрудником. Сейчас очень важно дополнительно обдумать и пересмотреть те предложения, которые делает ваша компания. У жителей Ульяновска стало меньше денег.
— Стало меньше или больше заказов и обращений клиентов?
— Заказов не стало меньше. Сейчас нужно приложить больше усилий для привлечения каждого нового клиента. Работы стало больше, а денег — как и год назад.
— Может, клиенты в 2015 году хотят чего-то от маркетинга, чего не хотели в 2013-2014 годах?
— Этот год подтвердил два основных требования к маркетингу. Первое – это чёткая взаимосвязь с результатами компании. Сколько новых и старых клиентов будет? Размер чека? Маржинальность сделки? Просто так бюджет на рекламу уже никто не даст. Второе – гибкость к изменениям. Теперь хороший маркетолог – это блогер, специалист по социальным сетям, райтер, директолог. Одним словом – фокусник ХХI века.
Андрей Белов