Разберемся в новой реальности экономической политики, в которой нам предстоит жить ещё как минимум несколько лет.
Влить в бюджет больше денег или оставить всё как есть? Антон Силуанов и Алексей Кудрин, видимо, пришли к общему знаменателю: смягчения бюджетного правила не будет (или оно как минимум отложено на неопределенный срок), но взамен будет повышение налогов. Какой именно налог стоит повышать, в министерстве финансов долго не думали — планы по повышению НДС до 20% активно обсуждались в прошлом году в рамках «налогового маневра». По тогдашней задумке, рост ставки НДС происходил бы одновременно со снижением взносов в социальные фонды. Теперь вторую часть идеи просто отбросили, и получилось то, что по лексической логике можно называть «налоговым наступлением». С 1 января 2019 года с Ильинки будет произведен очередной залп по тонущей барже «Экономика России» — это бьют пушки в честь вновь спасенной стабильности системы.
Что даст повышение НДС государству? Дополнительные бюджетные доходы. В 2017 году сбор налога на добавленную стоимость стал основным ненефтегазовым источником средств для федерального бюджета — на его долю пришлось 34% или 5,12 трлн рублей поступлений. Соответственно, увеличение текущей 18-процентной ставки на 2% обеспечит прирост на 600 млрд рублей ежегодно, как ожидают в правительстве. Итого, всего 3,6 трлн за 6 предстоящих лет — почти половина от требуемых майскими указами 8 трлн рублей (которые до сих пор непонятно откуда и как посчитаны). Впрочем, Дмитрий Медведев также называл и сумму в 25 трлн рублей — так что правительству есть куда копать могилу русской экономике и дальше. О повышении премьер-министр объявил 14 июня, в день старта чемпионата мира по футболу — наша сборная поздравила председателя правительства за аккуратность в выборе момента пятью мячами в ворота соперников.
Что даст повышение НДС гражданам и компаниям? Рост цен на все категории товаров, за исключением социально значимых. Льготная ставка налога на последнее, 10%, осталась без изменений. Хуже всего, конечно, придется тем, кто занят в бизнесе, связанным с высокой добавленной стоимостью — обрабатывающей промышленности. И дело даже не столько в новой финансовой нагрузке на отвлечение оборотных средств, сколько в вынужденном росте стоимости продукции таких предприятий, у обычных клиентов которых появится ещё один соблазн поискать более дешевый аналог за рубежом. Или вовсе уйти из ставшего нерентабельным бизнеса. Совсем не задеты, по традиции, нефтяные корпорации — им, как экспортерам, величина НДС возмещается. Повышение НДС однозначно оценивается всеми экспертами как неблагоприятное структурное влияние на экономику.
Что-нибудь ещё? Да, к сожалению, есть ещё несколько вероятных последствий.
Во-первых, повышение НДС может спровоцировать окончательный разворот ЦБ к тому, что госпожа Набиуллина называет «нейтральной монетарной политикой», то есть к фиксации ключевой ставки на её нынешнем уровне.
Во-вторых, удар по отраслям с высокой добавленной стоимостью — это в первую очередь удар по технологически сложным производствам, «соли земли» реальной экономики. Разумеется, он не пройдет бесследно для темпов экономического роста страны, которые теперь нуждаются в пересмотре в меньшую сторону.
Смягчающей пилюлей правительство попыталось сделать отмену налога на движимое имущество (его ещё называют «налогом на модернизацию»), однако это не более чем сомнительный пиар-ход. Дело в том, что, во-первых, ставка его ниже, чем увеличение НДС (1,1%), а во-вторых, его так и не начали собирать по-настоящему: в Москве, где зарегистрированы большинство крупных российских налогоплательщиков, налог на движимое имущество отменили городские власти.