Директор по развитию ООО «ААР Рус» Михаил Виноградов рассказал нашему корреспонденту о санкциях, США, поездах из Китая в Ульяновск, «Аэрофлоте» и таможенной зоне.
Проект «ААР Рус» — это создание предприятия по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, а также логистического центра в портовой особой экономической зоне (ПОЭЗ) «Ульяновск». В состав предприятия проекта войдут двухсекционный ангарный комлекс 195 на 110 метров, позволяющий одновременно обслуживать до 10 узкофюзеляжных Boeing-737, или три широкофюзеляжных Boeing-747 или 777, а также отдельно стоящий складской терминал класса «А».
— ООО «ААР Рус» — резидент нашей ПОЭЗ. Почему был выбран Ульяновск?
— В Ульяновске находится единственная в стране аэропортовая особая экономическая зона, а также крупнейший в стране авиакластер. В Ульяновске есть квалифицированный авиатехнический персонал. Это именно то, что нам нужно для развития бизнеса по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов. К тому же относительно недалеко от Москвы, всего в часе лёта.
— В какой стадии сейчас находится реализация проекта предприятия? Когда открытие?
— В стадии проектных работ. Строительство ангарного комплекса планируем начать в следующем году, открыть ангар — в самом конце 2017 года.
— Сколько сотрудников сейчас работает в «ААР Рус» в Ульяновске?
— Сейчас немного — двое. Это специалисты по строительству.
— Каков общий объем инвестиций в проект? Кто соинвесторы?
— Общий обьем инвестиций — 6 миллиардов рублей. Инвестор один — это наш руководитель Мухарбек Аушев.
Напомним, Мухарбек Аушев — экс-депутат Госдумы РФ второго и четвертого созыва, с 1995 по 1999 годы занимал пост вице-президента «Лукойла», член регионального политсовета партии «Единая Россия» в Ингушетии. На территории ОЭЗ «Липецк» могут появиться два его новых проекта — полиграфический комбинат за 7,4 млрд рублей и завод баллонов высокого давления за 3,4 млрд рублей.
— Получены ли от Внешэкономбанка заемные средства в 5 миллиардов рублей, и на что они будут потрачены?
— Средства ВЭБа не получены, так как по условиям финансирования мы сначала должны выполнить в полном объеме проектные работы, получить разрешение на строительство. Средства банка мы имеем право тратить на капитальные затраты — строительство, оборудование, а также на сертификацию предприятия.
— Какие преференции получены от ПОЭЗ, и что в итоге это даст «ААР Рус» и вашим клиентам? — Преференциями мы пока не пользуемся, но будем использовать после начала операционной деятельности. Это в 10 раз меньший налог на прибыль, нулевые налоги на имущество, транспорт, землю, возможность применять процедуру свободной таможенной зоны. Это снизит финансовую нагрузку на проект и позволит предложить нашим клиентам меньшую стоимость работ.
— Проект рассчитан только на Boeing, Airbus или и на другие воздушные суда тоже?
— Нет, не только. Мы хотим также обслуживать суда отечественного производства, как существующие SSJ, Ил-76, так и перспективные, например, МС-21. Не секрет, что у наших авиастроителей есть проблемы с эффективным послепродажным обслуживанием (ППО) своих самолетов, мы готовы создать клиентоориентированную систему ППО с использованием лучшего зарубежного опыта. На МАКС-2015 в Жуковском ООО «ААР Рус» впервые приняло участие в качестве экспонента, а наш инвестор Мухарбек Аушев доложил о перспективах проекта президенту России Владимиру Путину. По итогам этого разговора состоялась встреча с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым, который дал поручение оказать максимальное содействие в развитии проекта, в том числе во взаимодействии с такими корпорациями, как ОАК и ОДК. Наша цель — создать на базе нашего ангара в ПОЭЗ частно-государственный центр, который стал бы основной базой для послепродажного обслуживания новых российских самолётов.
— Что «ААР Рус» готово или планирует предложить российским, ульяновским авиакомпаниям? Есть ли у вас связи с «Авиастар-СП», «Волга-Днепром»?
— После завершения строительства мы готовы предложить услуги по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов по самой низкой цене, а также доступ к пулу запасных частей. Но мы и сейчас открыты для сотрудничества и готовы рассматривать реализацию смежных проектов на базе будущего ангара. Например, на МАКСе мы подписали соглашение с ОДК о создании центра ремонта авиадвигателей. «Волга-Днепру» мы готовы предоставлять площади для обслуживания их флота. С «Авиастар-СП» пока совместных проектов не обсуждалось, но, возможно, они появятся позже.
— Как будет происходить процесс технического обслуживания ВС? Самолёты должны будут прилетать сюда из других городов?
— Да, будут прилетать. Увы, есть существенный недостаток – отсутствие регулярных рейсов в «Ульяновск-Восточный». Но мы считаем, что связанные с необходимостью перелета затраты будут скомпенсированы преимуществами ОЭЗ и меньшей стоимостью работ.
— Что из себя будет представлять логистический центр вашей компании в ПОЭЗ?
— Мы начали с малого, с небольшого склада класса А, всего на 3500 паллетомест. Это пилотный проект, к тому же реализуемый параллельно со строительством инфраструктуры ПОЭЗ. Мы планируем значительно развить его — создать контейнерный железнодорожный терминал, увеличить площади хранения в 5-10 раз.
— С какими компаниями, эксплуатирующими Boeing, Airbus заключены или будут заключены соглашения о сотрудничестве?
— Мы готовы оказывать услуги всем авиакомпаниям. Многие выбирают провайдеров на тендерах, поэтому о соглашениях сейчас говорить рано. Но у нас есть ряд писем, в том числе от «Аэрофлота», о готовности обслуживать флот на нашем предприятии.
— Как сказался отказ канадской Bombardier от участия в проекте на его реализации?
— Мы не имели отношения к этому проекту.
— Ваша компания называется «ААР Рус». Какие отношения вы поддерживаете с самой корпорацией AAR Corp из США)? Вы их партнер, или, может, дочернее предприятие?
— С AAR Corp периодически общаемся. К сожалению, из-за санкций они отказались от участия в проекте. Наша компания изначально принадлежала только Мухарбеку Аушеву. Планировалось, что американцы выкупят половину доли, но этого так и не произошло. Поэтому формально мы никакого отношения к AAR Corp не имеем, это совершенно независимые компании. Если в ближайшее время ситуация с санкциями не изменится, и мы убедимся, что дальнейшее развитие проекта с AAR Corp невозможно, мы поменяем наше название.
Как гласит справка компании, AAR Corp – глобальный провайдер услуг в аэрокосмической и военной области. Создана в 1951 году в США. Более 60 предприятий корпорации расположены в 17 странах по всему миру. Основной офис корпорации находится в пригороде Чикаго. AAR Corp осуществляет поддержку коммерческих компаний, клиентов в области оборонной индустрии по двум основным направлениям: в области авиационного сервиса и в области технологических продуктов. Сервис AAR включает в себя менеджмент и дистрибьюцию запасных частей и компонентов, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, экспедиционное обслуживание авиаперевозок. Производимые AAR продукты включают грузовые контейнеры и транспортные системы, мобильные системы, системы управления и контроля. В 2014 году обороты AAR составили более 2 миллиардов долларов.
— Есть ли перспективы для «ААР Рус» в сфере сотрудничества с Китаем?
— Есть. В рамках визита Владимира Путина в Китай в начале сентября проходил российско-китайский экономический форум BIEF-2015 «Две страны — одно дело». Ключевая тема форума – развитие экономического пояса нового Шелкового пути. Мы рассматриваем наш логистический центр в ПОЭЗ как точку входа товаров в Россию на этом пути. Для этого мы планируем организовать регулярные контейнерные поезда от китайской границы до ПОЭЗ, что значительно снизит стоимость и время доставки товаров. Во время форума нами подписано несколько соглашений по созданию на базе ПОЭЗ в Ульяновске центров дистрибуции китайских товаров. Кроме этого, большой интерес у крупнейших китайских провайдеров по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов вызвал наш проект по обслуживанию самолетов.
Андрей Белов
Фото: ИА «Регнум», «Коммерсант», Media73.
Наша справка:
Основные продукты проекта «ААР Рус» в Ульяновске: базовое техническое обслуживание воздушных судов иностранного производства (Boeing, Airbus, CRJ, ATR), в том числе так называемые «тяжелые» формы, пул авиационных запасных частей и компонентов, в том числе для осуществления их поставок российским авиакомпаниям и провайдерам, послепродажное обслуживание новых и перспективных воздушных судов российского производства, оказание услуг по хранению товаров (в том числе неавиационного назначения) на территории ПОЭЗ. Количество создаваемых рабочих мест в «ААР Рус» — более 600. Ежегодный объем работ — 1 500 000 чел.-час. Максимальное количество возможных чеков в год — около 170.