Улбизнес » Проекты ГЧП в сфере культуры не заинтересовали бизнесменов Ульяновска

На сессии деловой программы V Международного культурного форума корреспондент ulbusiness.ru не встретил ни одного предпринимателя.

12 сентября на форуме сначала обсуждался закон о государственно-частном партнерстве, регламентирующий принципы финансирования, и вступающий в силу 1 января 2016 года. Чуть позже состоялась дискуссия гостей форума самих с собой на тему реконструкции Ленинского мемориала, обновления парков Ульяновска, а также восстановления усадьбы Екатерины Перси-Френч в Тереньге. Почему самих с собой? Потому что в зале не было ни одного заинтересованного бизнесмена или инвестора, который бы рассмотрел проекты. На что несколько раз посетовала модератор сессии по ГЧП Юлия Крузе (на фото), управляющий партнёр юридической компании «Т.М.-Сервис», консультант группы компаний «Прогрессор»: «Жаль, тут, наверное, только одни бюджетники из сферы культуры Ульяновской области…» Действительно жаль, ведь главными целями Международного культурного форума были заявлены, среди прочего, создание условий для экспертного и общественного обсуждения актуальных вопросов отрасли и государственно-частное партнёрство властей от культуры и местного бизнеса.

Директор парка «Владимирский сад» Артур Сирачев заявил, что к ним придет кейтеринговая компания и коворкинг, инвесторы есть, идут согласования. Бизнесмен из компании «Интерсфера» (организация праздничных и досуговых мероприятий), руководитель фестиваля «Белые ночи в Перми» Вадим Некипелов привел интересные цифры. По его словам, в парке Горького в Перми работают 50 бизнесменов, и получают прибыль от своей деятельности порядка 36 миллионов рублей в месяц. Что может служить неплохим конкретным примером для предпринимателей Ульяновска.
— Бизнес в парках быстро окупается и уже давно является одним из самых популярных направлений предпринимательской деятельности в Европе, да и у нас в России тоже. «Белые ночи в Перми» посетило больше 1 миллиона 200 тысяч человек, вот где потенциал для бизнеса. Да, государство или мэрия не всегда и не везде готовы передавать объекты в частное владение, но лет на 15, считаю можно, тем самым давая толчок развитию парков, и сняв нагрузку с бюджета города или региона. Мне кажется, крупному инвестору было бы это интересно.

Выступил директор Ленинского мемориала Евгений Казаков, бывший глава отдела департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, экс-сотрудник Ростуризма, работавший ранее в московском представительстве региона. По его мнению, в руки частного бизнеса Мемориал отдавать нельзя, с этим никто в Ульяновске не согласится. Тем не менее инвесторам предлагается вложить 1 миллиард рублей в ремонт этого объекта, находящегося, кстати, не в федеральной, а в региональной собственности. А вот комментарий Дениса Качкина, управляющего партнера, руководителя практики по инфраструктуре и ГЧП из адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» (Санкт-Петербург): «Передача такого объекта в частные руки — это сложнейший и маловероятный вариант». Советник министра культуры РФ Виктор Урсов высказался, что пока не видит толковой концепции и идеи развития Мемориала, чтобы предложить объект бизнесу. Обсудили, тем не менее, проект «Музей СССР».

Урсова поддержал вице-президент Национального фонда «Возрождение русских усадеб» Дмитрий Ойнас: «Наша многолетняя практика показывает, что пока объект не получит тщательно продуманную концепцию существования и развития, не получит идеи и смыслы, ни один инвестор не захочет выкупать усадьбу, или вкладывать в нее деньги». По его словам, для того, чтобы привлечь бизнес Ульяновска к проекту возрождения заброшенной усадьбы Екатерины Перси-Френч в Тереньге, нужно сначала решить, что именно и как местные власти хотят возрождать, чего добиться, и выдавать инвесторам полностью упакованый проект. Ойнас привел многочисленные примеры многомиллионных вложений со стороны предпринимателей в усадьбы и парки в Костроме, Владимире, Угличе, Вологде, Ярославле и других городах. Там организованы тематические парки, дворянские балы, гостиницы и vip-отели, прогулки на лошадях, праздники и прочие виды досуга, даже прогулки на джипах, как для местных жителей, так и для туристов, включая богатых гостей. Многие проекты зарабатывают деньги. Фонд в 2005 году стал первой негосударственной организацией, поставившей своей задачей найти практические пути возрождения памятников культурного наследия России и в первую очередь уникальных объектов отечественной культуры — загородных усадеб. 

Юрист казанской группы компаний ASG Глафира Гаврилова представила проекты восстановления усадеб в Татарстане, в исторической части Казани. Начальник отдела развития ГЧП Агентства инвестиционного развития Татарстана Сергей Головин рассказал нам о союзе культуры и бизнеса следующее:
— Не все проекты ГЧП являются коммерческими. Чаще всего это благотворительность. Как привлечь бизнес в такие проекты, если предпринимателю нужна прибыль? Больной вопрос… Один из вариантов привлечения инвестора на объекты культуры — возможность пиара компании или фирмы. Если фирма зашла в сферу ЖКХ, например, вряд ли она сможет пропиарить себя на этом. В сфере культуры проще сделать PR-компанию своей фирмы, вот, мол, мы поддерживаем культуру, восстановили усадьбу, ремонтируем музей, и так далее. Для реноме. Плюс хотя бы минимальные дивиденды, особенно на первых порах участия в проекте. Обязательно нужно чётко, красиво и доходчиво упаковывать проект для инвестора — документы, презентации и прочее, иначе он просто пройдет мимо. В пример можно привести особую экономическую зону «Алабуга», где для инвесторов всё, от вложений до таможни, разложено по полочкам. Возможно, Ульяновску нужен региональный фонд, который бы этим занимался, потому что органы власти не могут тратить деньги на создание таких проектов, не положено по закону.

По словам Головина, в культурных проектах не обязательно может участвовать только крупный бизнес. Он посетовал, что побывав в усадьбе Колобка в Новой Беденьге один раз, в другие посещения он не нашел там ничего, кроме одной лавки, и перестал возить туда гостей из Татарстана.
— А ведь там мог бы стоять любой мелкий и средний бизнес Ульяновска, чтобы такая хорошая идея с Колобком не умерла, как это случилось у вас. Почему там никого и ничего нет?

Андрей Белов
Фото автора и www.ulkul.ru