Улбизнес » «Смертельная» конкуренция

Похоронный бизнес весьма специфичный, не каждый может им заниматься. Однако, бюро ритуальных услуг появляется все больше. Только в Ульяновске за три года их количество выросло более чем вдвое. К сожалению, среди бизнесменов, торгующих ритуальными услугами, много недобросовестных. Высокая рентабельность, отмена лицензирования в этой сфере, произошедшая почти 10 лет назад, – все это делает похоронный бизнес «инвестиционно привлекательным» для тех, кто хочет получить большую прибыль за короткое время. В итоге в ритуальную сферу приходят фирмы однодневки, случайные, неподготовленные люди. Также эксперты отмечают, что происходит криминализация отрасли.

По словам заместителя министра строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области Сергея Носкова, в Ульяновске в 2010 году было зарегистрировано порядка 30 организаций, работающих в сфере ритуальных услуг, а по данным на 1 января 2014 года их насчитывается уже 63. Причем лишь 45 из них зарегистрировано в налоговых органах. Одна организация является муниципальной (МУП «Ритуальные услуги»), остальные не имеют официального адреса, обученного персонала, специализированного транспорта. «Тариф за услуги зачастую определяют исходя из состояния материального положения родственников умершего. В Ульяновске минимальная расценка на услуги погребения составляет порядка 14 тысяч рублей, средние размеры — 22 тысячи рублей. У недобросовестных частных организаций цены за услуги могут превышать 50 тысяч рублей», — сказал Носков в понедельник на заседании регионального правительства.

По его словам, выявить полный список предпринимателей, работающих в сфере ритуальных услуг, не представляется возможным, так как не все они регистрируются как юридические лица, а при оформлении в отделе выдачи разрешений для погребения представляются родственниками или знакомыми покойного.

Давно известно, что в борьбе за «клиента» недобросовестные похоронные агенты незаконно покупают конфиденциальную информацию о смерти граждан, правда, это трудно доказать. Но иногда правоохранителям удается найти продавца. «Совместно с уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и УВД города Ульяновска выявлен и задержан сотрудник скорой медицинской помощи, который предлагал за денежное вознаграждение похоронным агентам СМС-сообщения с адресами, где произошла смерть», — заявил на заседании правительства Семен Кропачев, координатор коллегии по вопросам похоронного дела, руководитель одной из ритуальных компаний Ульяновска.

Информацию похоронным агентам продают сотрудники «скорой», диспетчеры, уборщицы в больницах, участковые. «Фирм становится больше, становится больше и информаторов», — сообщил Кропачев в своем блоге в Живом журнале. По его словам, стоимость одного СМС-сообщения доходит до двух тысяч рублей.

В Екатеринбурге пишут о «тарифах» в 5 тысяч рублей, а московские цены 10-15 тысяч рублей. «Остановите безудержное распространение информации о смерти. Ситуация в городе уже хуже не куда. После звонка в 02, приезжает целая толпа ритуальных агентов», — пишет житель Екатеринбурга на одном из сайтов.

Недобросовестные агенты пользуются тем, что родственники умерших, находящиеся в шоке от горя, почти никогда не обращаются с жалобами в правоохранительные органы.

«Насколько я понимаю, ни одного обращения по этому поводу не было, одни голословные заявления. Исходя из этого создается непонятный ажиотаж», — отметил Николай Маркин, курирующий вопросы региональной безопасности. По его мнению, необходимо разработать нормативный документ, который бы регулировал качество ритуальных услуг на региональном и муниципальном уровнях. И если есть факты предоставления некачественных услуг или услуг по завышенным ценам, то необходимо обращаться в соответствующие органы.

Хаос в оказании ритуальных услуг обусловлен и тем, что нет федерального профильного министерства или другого органа регулирующего отношения в этой сфере.

Как сообщили в мае РИА Новости со ссылкой на руководителя отдела юридической компании «Юрвиста» Анастасию Беленко, «где-то 14 лет практически похоронное дело почти не регулируется, несмотря на большие обороты рынка — 10 миллиардов рублей по Москве и 40 миллиардов рублей по России в год». «Нужно вернуть лицензирование (отмененное в похоронном бизнесе в 2003 году) или хотя бы саморегулирование в отрасль», — считает Беленко.

Регулирующие функции могли бы взять на себя муниципалитеты. «Муниципальные образования должны определить, сколько нужно таких служб. Может быть, кощунственно сравниваю, но если на маршруте 10 автомобилей ходит, то 11-ый вы туда не ставите», — отметил первый заместитель губернатора Александр Якунин.

Кроме того, в похоронном деле в Ульяновской области накопилось много других проблем: нет крематориев, похоронных домов, цивилизованных форм обслуживания, не хватает персонала. Всего в регионе находится более 849 действующих кладбищ, которые обслуживает 214 человек.

«В муниципальных образованиях отсутствует должный контроль за регистрацией и учетом захоронений. Практически в каждом муниципальном образовании не оформлена в надлежащем виде документация по кладбищам. Не проведено межевание, отсутствует кадастр», — перечислил Кропачев.

На заседании правительства решено в 10-дневный срок создать комиссию, которая бы занялась решением проблем, сложившихся в сфере ритуальных услуг.

Любовь Чиликова.