Об этом говорится в исследовании «Состояние конкурентной среды на рынках товаров и услуг Ульяновской области» за подписью Игоря Крупенникова – руководителя ОГКУ «Аналитика».
«Аналитика» провела исследование в октябре. Это были экспертный опрос, в ходе которого провели 100 интервью с представителями бизнеса. 50% участников исследования представляли малый бизнес с численностью сотрудников менее 100 человек, 28% респондентов из среднего бизнеса (от 100 до 250 человек персонала), 22% — представители крупного бизнеса, где численность сотрудников превышает 250 человек. Провели также массовый опрос, выборка по которому составила 500 человек по Ульяновской области.
Бизнесменов спросили, насколько оптимистично представители предпринимательского сообщества оценивают развитие собственного бизнеса. 42% опрошенных дали положительные оценки успешности развития своего бизнеса (на уровне 4-5 баллов по 5-балльной шкале). Как неуспешный свой бизнес охарактеризовали 21% респондентов. Примечательный факт: наиболее оптимистично были настроены владельцы и топ-менеджеры крупных предприятий, средний балл их оценок составляет 3,77. Уровень оптимизма представителей среднего бизнеса и ИП ниже – 2,93. Выходит, в Ульяновской области самооценка развития бизнеса напрямую зависит от статуса предпринимателей: чем крупнее предприятие, тем выше оптимизм.
Что мешает местным бизнесменам вести дела? Конкуренция (20%), доступ к финансированию и политическая нестабильность (16%), налоговые ставки (10% опрошенных). По данным «Аналитики» практически не являются препятствиями для деятельности предприятий коррупция (отметили всего 4% респондентов), электроснабжение, судебная система, преступность, трудовое законодательство, таможенные правила и получение лицензии.
Но тут тоже есть нюансы в зависимости от того, крупный это бизнес, или простой ИП. По мнению представителей крупного бизнеса, на 1 месте стоит политическая нестабильность (отметили 23% опрошенных), второе место поделили (по 14%) сложность доступа к финансированию и «сильная конкуренция», в том числе с теневым рынком. На третьем – сложности при получении земли и уровень налогообложения (9%).
Для предприятий среднего бизнеса на первом месте стоит проблема конкуренции и теневого рынка – ее отметили 25% опрошенных представителей таких предприятий. На втором месте – доступ к финансированию (18%). Третье место поделили «политическая нестабильность» и «недостаточная квалификация сотрудников» (7%).
Для малого бизнеса основные препятствия — «высокая конкуренция и теневой рынок» — 20%, политическая нестабильность – 18%, доступ к финансированию – 16%, ставки налогообложения – 14%. Шесть процентов опрошенных предпринимателей вообще не видят препятствий для ведения бизнеса в регионе.
Также участникам исследования было предложено по 5-балльной шкале оценить общие условия ведения предпринимательской деятельности в области. 1 балл — ужас-ужас, 5 баллов – полный порядок. В итоге среднее значение оценки составило 3,14 балла.
Половина предпринимателей области уверены, что деловая среда нашего региона не выполняет своей стимулирующей функции для формирования новых бизнес-единиц. В частности, 51% респондентов на вопрос о том, легко или сложно в нашем регионе начать бизнес с нуля, дали негативные оценки. По сравнению с 2015 годом негатив этот не изменился. На противоположном полюсе – всего 11% оптимистичных оценок.
Что бизнес думает о властях? Оценивая деятельность органов власти по содействию предпринимательской деятельности в регионе, каждый третий участник исследования (34%) высказался позитивно, мол, чиновники помогают бизнесу своими действиями. Наиболее распространена эта точка зрения среди крупных бизнесменов (50%). Каждый четвёртый (24%) опрошенный уверен, что органы власти в чём-то помогают, а в чём-то мешают бизнесу. В «Аналитике» считают, что в сравнении с прошлым годом заметно увеличилось число предпринимателей, положительно оценивающих деятельность органов власти по поддержке бизнеса (с 25% до 34%). При этом каждый пятый участник исследования (18%) заявил, что необходимой поддержки со стороны органов власти нет. Наиболее часто это мнение встречается в ответах среднего бизнеса – 32%.
В исследовании ОГКУ «Аналитика» есть спорный момент, касающийся доступа предпринимателей к таким услугам, как водо-, газо-, электро-, теплоснабжение и телефонная связь. Положительно оценивают сроки получения доступа к водоснабжению (86%), к газоснабжению (74%) и к электроснабжения (92%). Удовлетворены количеством (сложностью) процедур подключения 83%, 61% и 88% соответственно. Динамика оценок за год ярко положительная. Удовлетворенность по этим показателям в среднем выросла на 20-35%. Однако корреспонденты ulbusiness.ru в разговорах с бизнесменами не раз слышали, что подключение к сетям в регионе это сущий ад по срокам. Например, ровно год назад директор департамента ЖКК регионального минстроя Сергей Носков рассказал на одной из встреч с бизнесом, что подключение НТО к электросетям можно оформить за 16 рабочих дней, за 14 дней — оформить технологическое подключение (тепло, газ и т. д.), а на федеральном уровне уже непосредственно подключиться к сетям можно за 80 дней. Бизнесмены кто смеялся от души над Носковым, кто возмущался сказанным. На минувшей неделе высказался по теме и губернатор Сергей Морозов: «В нашем хвалёном регионе подключения к инженерным сетям — 132 дня, в других регионах — 82, это плохо для бизнеса».
Оптимистичные данные у «Аналитики» и по поводу административных барьеров для ведения бизнеса в регионе или открытия нового. 63% участников исследования сказали, что административные барьеры либо отсутствуют, либо преодолимы без существенных затрат. Без затрат? Без взяток, что-ли? 37% опрошенных не заметили вообще каких-либо изменений уровня административных барьеров для ведения бизнеса за последние три года, а 10% предпринимателей области отмечают ухудшение ситуации.
Скоро на ulbusiness.ru читайте детальный разбор состояния конкуренции на рынках Ульяновской области с комментариями и.о. министра развития конкуренции и экономики Вадима Павлова, руководителя УФАС Геннадия Спирчагова и директора Регионального центра поддержки и развития предпринимательства Руслана Кашперского.