Исполняющий обязанности министра экономического развития Ульяновской области Вадим Павлов рассказал, что больше всего мешает предпринимателям.
Вчера мы рассказали о первых практических итогах работы ульяновской делегации на экономическом форуме в Красноярске. Первый заместитель председателя правительства области Александр Смекалин заявил, что сокращённых с цемзавода «Ульяновскцемент» в Новоульяновске будут спасать при помощи нового предприятия в сфере деревообработки, подписаны документы о его создании. На Красноярском экономическом форуме (КЭФ-2016) обсуждали также систему государственного управления, проект «Россия: Стратегия 2030», перспективы развития экономики страны на ближайшие 15 лет, развитие бизнеса. О проблемах последнего, в частности, на отчётном брифинге говорил исполняющий обязанности министра экономического развития Ульяновской области Вадим Павлов.
— Согласно опроса, проведённого среди участников форума в Красноярске, одной из главных задач в Стратегии-2030 названо развитие человеческого потенциала. Вторая задача, и она же — возможность для развития экономики страны и стратегический приоритет, это комфортность ведения бизнеса. 44% участников опроса заявили, что главная проблема и барьер для российского бизнеса — низкая доступность кредитных ресурсов. Ульяновская область будет сотрудничать с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, соответствующее соглашение подписано. Одно из ключевых направлений сотрудничества — содействие малым и средним предприятиям Ульяновской области в расширении доли участия в закупках крупнейших госкомпаний, в том числе в области закупок высокотехнологичной и инновационной продукции. Ещё: получение кредитов на льготных условиях.
Новость о недоступности кредитных ресурсов из-за диких ставок банков — давно не новость. Именно по этой причине намного позже был введён в строй первый аквапарк в Ульяновске от компании «ВИС-МОСстрой» семьи Майеров. И это только один пример, а имя им в нынешнее кризисное время — легион… Также на брифинге Вадим Павлов отметил, что вторая серьезная проблема бизнеса — административные барьеры.
Налоговая — враг №1 для предпринимателей
Отвечая на вопрос корреспондента ulbusiness.ru «Какую службу бизнес называет самым главным «барьером?», Вадим Павлов заявил, что это Федеральная налоговая служба. Об этом говорят данные исследований в Ульяновской области. Здесь позволим себе сделать замечание, которое мы вынесли в заголовок, и которое принадлежит бывшему знаменитому председателю правительства России Виктору Черномырдину: «Никогда такого не было, и вот опять!» Об административных барьерах на пути бизнеса и о ФНС говорят с самого его зарождения в новой России, лет эдак двадцать точно. Например, уполномоченный по правам предпринимателей региона Татьяна Скопцова рассказывала нам в интервью о проблемах с налоговиками ещё два года назад. И дело, судя по опросам в Красноярске, двигается в сторону улучшения очень медленно. Смысл был снова расспрашивать чиновников и экономистов в далёкой Сибири о том, что давно известно каждому ИП, каждому владельцу компании — от средней до крупной?
«Мы продолжаем то, что мы уже много наделали»
Это ещё одно крылатое выражение Виктора Степановича, которое можно применить к следующей теме, озвученной Вадимом Павловым. Это широко рекламируемая в Ульяновске риск-ориентированная модель «взаимоотношений» властей, госорганов и бизнеса. Напомним, Ульяновская область стала пилотной площадкой, где будут апробированы новые подходы к организации проверок субъектов предпринимательства ради максимально комфортных условий для ведения бизнеса в регионе. Например, исключение дублирующих проверок на федеральном и региональном уровне. Или вынесение предупреждения, а не наложение штрафа. Однако сам Павлов отметил, что для российских проверяющих органов критерием успешной деятельности как раз и являются количество штрафов и проведённых проверок предпринимателей. А для пожарной службы Лондона, например, главное не это, а сколько человек пострадало во время пожаров и величина ущерба. Чем меньше, тем лучше работает служба столицы Британии. Главный показатель работы экологического надзора города Нью-Йорк — уменьшение количества людей, страдающих от аллергии. Как говорится, почувствуйте разницу…
Не так давно в редакции ulbusiness.ru посчитали количество попыток чиновников помочь МСБ за последние 15 лет. И мы пошутили, мол, государство давно помогает малому бизнесу, а он всё никак не хочет умирать.
В прошлом году ульяновский Роспотребнадзор разъяснял местным бизнесменам новые полномочия по новым внеплановым проверкам. Предприниматели приводили примеры, когда контрольно-надзорные органы приходили проверять что-то одно, например, мониторить цены, а начинали проверять вообще почти всю деятельность фирмы — от документов на зарплату, чеков ККМ до наличия окурков возле урны или количества сантиметров от стены до стеллажей с продуктами. В итоге все заканчивается новыми штрафами, «разборками», судами и потерей времени и денег бизнесмена. Тогда наш экспресс-опрос собравшихся показал: предприниматели всё ещё слабо верят в благие намерения властей.
Буквально пару недель назад прошла новость от прокуратуры, что… само министерство экономического развития Ульяновской области создавало дискриминационные условия при проведении конкурсного отбора по предоставлению субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства. Поэтому, несмотря на похвальный оптимизм и инициативы ульяновских чиновников, закончим текст ещё одной бессмертной фразой из Черномырдина: «Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся».
Андрей Белов