Директор ООО «Лита» Андрей Натариус о китайском бизнесе, симбирците, туристах, портретах Ленина и помощи государства предпринимателям.
Мы уже писали, что на минувшей неделе в Посольстве КНР в РФ ульяновцы презентовали экономический, инвестиционный, культурный, образовательный и туристический потенциал региона. Бизнес-делегацию области принимал в Москве Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ Ли Хуэй, представители Посольства и делового сообщества Китая. Среди членов правительства и ведущих компаний региона был директор ООО «Лита» Андрей Натариус. Его фирма известна добычей и обработкой симбирцита, камня, названного в 1985 году в честь города Симбирска. Как уверяет официальный сайт компании, это ведущий бренд среди подарков и сувениров России и Поволжья. Мы встретились с Андреем Михайловичем и попросили подробнее рассказать о встрече с дорогими китайскими товарищами.
— Вы сами решили поехать в посольство Китая? — Нас пригласило Управление внешних связей администрации губернатора. Откликнулись охотно, потому что в секторе сувенирной продукции надо больше о себе говорить, иначе останешься невидимым.
— По сути это была площадка, чтобы лишний раз напомнить миру, в данном случае китайскому, о компании «Лита»?
— Безусловно, чтобы о тебе говорили, нужно себя показывать. Мы о себе думаем по своему, китайцы о нашем бизнесе — по своему, потому как менталитет совершенно разный. Судя по заявлениям правительства России, по тенденциям, нашей стране предстоит плотное сотрудничество с Китаем, и лишним такое общение не будет. Нужно узнавать возможных будущих партнеров. Китай нам всегда был интересен еще и тем, что тамошней культуре обработки камня пять тысяч лет, отношение к камню в КНР намного более серьезное, чем у нас в России.
— Вы возили туда презентацию «Литы», договоры, проекты?
— Мы показывали свою продукцию. И говорили больше не о симбирците, как таковом, или только о сувенирах, а о парке «Калейдоскоп», о Ремесленной палате Ульяновской области.
— Ясно. Так что вы можете предложить нашим китайским товарищам?
— Первый момент. Продукцию ручного производства, так называемый hand made, который, как я знаю, в Китае пользуется огромным спросом. Почему? У них появился устойчивый средний класс, который любит потреблять, покупать вещи индивидуальные, нестандартные. Второй момент это туризм, «красные маршруты». Если будет выстроен такой маршрут в Ульяновске, наш парк займет в нем достойное место, потому что гости смогут увидеть уклад жизни на Средней Волге, срез нескольких последних веков вплоть до современности
— В посольстве у вас были только предварительные, осторожные, скажем так, встречи двух бизнесов, или уже есть конкретика?
— У нас пока все идет в формате «Да, отличные вещи делаете, но…». Но серьезных партнеров, которые были бы готовы вложить деньги в наши проекты, мы еще не нашли. В нашей сфере это дело долгое, это не крупный бизнес, не металлургия, самолетостроение или военная техника. Сувениры — последний уровень потребления. Мы не отчаиваемся, потому что начинать-то все равно с чего-то нужно.
— Вопрос, может быть, немного смешной В Китае правит компартия, культ нашего земляка Владимира Ленина никуда не делся. Есть смысл «встраивать» его портреты в наши волжские камни и продавать их в КНР?
— Тематическая продукция, связанная с той или иной личностью понятна и нам, и китайцам. Это определенная ниша, возможно, для более старшего поколения Китая, для тех, кто учился или работал в СССР. Думаю, не будет удивительным сделать для них то, о чем вы сказали.
— А есть смысл продавать симбирцит и другие товары в другие страны?
— Наверное, нет. Китай — громадный рынок. Я бы даже сказал так — Китай это весь азиатский рынок и есть. Долларовых миллионеров там больше всего в мире. Плюс наша общая коммунистическо-социалистическая история. Плюс положение России, мы же Евразия. Можно, думаю, рассмотреть еще Индию, но страна гораздо беднее, пусть и со своей богатой культурой камня.
— Впечатления какие остались от встречи?
— Китайцы совсем другие. При этом разные, а не одинаковые, как мы привыкли думать. У них есть юг, север, Тибет, Пекин, Шанхай… Я общаюсь с ними не первый раз, ездил на пару выставок в Китай, непонимания не было. Даже на уровне государственных чиновников, таможни. У нас на родине гораздо больше проблем с ними. Если в Китае сказала партия: «Дайте бизнесу дорогу!» – это воспринимается как приказ, в том числе и под страхом смертной казни в некоторых случаях, а не как намерения и лозунги.
— Чем власти страны и Ульяновской области должны помогать малому и среднему бизнесу?
— Дело не только в малом бизнесе. Вот на примере Китая и России мы видим, как государство общается с государством. У них есть посольства, отношения, встречи. Ниже идем. Очень крупный бизнес, нефтяники, газовики, «Рособоронэкспорт», например, запросто могут открыть друг у друга офисы и представительства для ведения дел. Еще ниже, средний бизнес, который пользуется связями через торговые и промышленные палаты стран. А дальше, для таких как «Лита», ничего нет. У малого бизнеса нет денег и возможностей, представлять себя за границей. Мы можем производить, но вывести нас на площадку для переговоров может только государство. У меня есть идея открытия при помощи правительства области торгового дома «Русские ремесла» в КНР. Штат раздутый не нужен, буквально пара человек, которые бы заключили для начала пять-десять первых реальных сделок в формате малого бизнеса.
Посмотрите на экспансию китайского товара в Россию? В Гуанчжоу на международной выставке, где «Лита» была представлена, на экспорт работают 98% тамошних компаний, а на импорт — всего 2%. Я знаю, в Китае есть схема, когда государство доплачивает за вывезенную продукцию, не компенсирует затраты, а именно доплачивает. Чтобы вывезти товар, там нужно просто заявить об этом и тебе дадут зеленый свет, потом заплатишь налоги и все. Нам же, чтобы вывезти камни, заметьте, не драгоценные, не алмазы, нужно пройти как минимум две экспертные проверки, заплатить сбор за вывоз предметов, которые не являются культурными ценностями, но проходят экспертизу… как культурные ценности. Плюс пошлина — 10%. Нам, малому бизнесу в России, нужны поощрения. Сейчас все это делается в форме субсидирования понесенных затрат. Но не всегда ясно, попадешь ты в программу, не попадешь… И все это — потом, завтра. Но бизнесмену за аренду, электроэнергию и так далее платить нужно сегодня. Еще нужно провести сделку, причем не всегда партнер из-за рубежа готов сразу заплатить тебе: раньше была отсрочка по закону три месяца, ныне — шесть. Поддержка государства должна быть упреждающей.
Наша справка:
ООО «Лита» начало промысел симбирцита в 1993 году, через три года он получил статус народного художественного промысла Ульяновской области. В ассортименте предприятия предметы интерьера, ювелирные изделия, материалы для ландшафтного дизайна, средства литотерапии, подарки и сувениры. В 2000 году «Симбирцит» был зарегистрирован как товарный знак. В 2006 году Андрей Натариус инициировал создание Ремесленной палаты Ульяновской области, которая объединила более 250 мастеров. С открытием Центра Ремесла в Ульяновском районе в селе Новая Беденьга в 2008 году, началась реализация проекта Туристско-рекреационная зона «Центр Ремесел». В зачете «Литы» гостиничный комплекс «Венеды», усадьба «Праславяне», открытие детского интерактивного развлекательно-обучающего комплекса «Усадьба колобка», фестиваль живой истории «Волжский путь», строительство жилого поселка «Лесное озеро», проект товаропроводящей сети для продукции ремесленных предприятий региона, проект под названием «Школа мастерства», познавательный мультитематический парк «Калейдоскоп».
Андрей Белов