Делегирование полномочий, англосаксонский опыт, использование iPad, чтение электронных учебников и книг по переговорам. Об этом нам рассказал управляющий ВТБ24 в Ульяновской области Игорь Костюник.
— Что представляет собой ваш обычный рабочий день?
— Сначала утренняя планерка. Проверка того, что хотели сделать вчера, и что в итоге удалось сделать, что хотим от дня сегодняшнего. Далее более половины рабочего дня – встречи с клиентами как в банке, так и вне его территории, ну, и никуда не деться от работы с почтой и подписанием различных документов: кредиты, распоряжения по банку, письма и так далее.
— Вы жесткий руководитель?
— Самого себя оценивать достаточно трудно, но скорее я не очень строгий, пока это не мешает делу. Если кто-то из сотрудников допускает разного рода нарушения, я действую по определенному алгоритму: знал и нарушил – одна ответственность, не знал, но нарушил – другая. При этом есть еще ответственность других, тех, кто не научил. В идеале ни одно нарушение не должно оставаться без внимания руководителя, но однозначно не за каждым нарушением или проступком следует наказание. Ситуации бывают разные.
— Что вас мотивирует на работе?
— Моя работа мне нравится, в первую очередь, потому что виден реальный результат. Когда ты выдаешь начинающему предпринимателю маленький кредит на развитие бизнеса, а через лет пять объемы бизнеса уже способны переварить десятки миллионов, в этом есть свой драйв. Не менее приятно помогать людям решать свои жилищные проблемы. Возможность помочь клиентам в решении любых вопросов дает удовлетворение от своей работы.
— Если возникает конфликт, как решаете проблему?
— Конфликты интересов в работе с клиентами – подход один, стараюсь решить их так, чтобы не пострадали интересы клиента и банка, хотя, конечно, не всегда это возможно. Конфликты внутри коллектива — действую по ситуации, но основный посыл — интересы дела, а не защита, например, линейных руководителей.
— У вас есть личные принципы, которым вы следуете в делах?
— Первый — открытость и готовность выслушивать предложения людей. Я не очень-то верю большим руководителям, которые говорят: «Я это сам знаю лучше своих сотрудников». Знать в деталях узкие вопросы лучше сотрудника, который ответственно, профессионально и даже где-то творчески относится к своей работе, руководитель по моему глубокому убеждению физически не может, да и не должен. Мы в команде стараемся научить сотрудников не приходить к шефу только с описанием проблемы. Человек, в идеале, должен предлагать несколько вариантов решения этой проблемы, задача руководителя — выбрать один из них, или, в крайнем случае, предложить свой. Но если всегда поступать так, как решил сам, очень быстро сотрудники перестанут что-либо предлагать. Второй принцип — честность и последовательность. Когда общаешься с огромным количеством клиентов, ты обязан быть честным, иначе обязательно запутаешься. Репутация зарабатывается годами, а теряется мгновенно. Для сотрудников очень важна последовательность в действиях руководителя. Если часто менять свои решения, подчиненные в итоге не будут спешить их выполнять, мол, все равно отменят.
— Считаете ли вы, что нужно делегирование своих обязанностей и полномочий людям, которые в силах их выполнить сами?
— Делегирование в современных условиях — безальтернативный путь для успешных команд. Это обязательный элемент развития и обучения подчиненных. Но здесь главное, чтобы делегирование у некоторых линейных руководителей не превратилось в перекладывание своей работы на других.
— Ведете ли вы список дел, ежедневник или, может, делаете это в онлайне при помощи смартфона?
— Конечно веду, память у меня хорошая, но записи и планы надежнее. В основном использую Outlook. На iPad работаю удаленно с корпоративной почтой.
— Используете ли вы принципы тайм-менеджемента?
— Время — самый дорогой и, к сожалению, конечный ресурс каждого человека и руководителя. Без контроля за временем, на мой взгляд, сегодня невозможно быть успешным руководителем.
— Ставите ли вы какие-то цели каждый день или, например, раз в неделю?
— Конечно. Вначале стоит большая стратегическая задача, затем я разбиваю ее на этапы, месяцы, недели, дни. Про ежедневные утренние планерки и разбор того, что удалось сделать вчера, и что делать сегодня, я уже говорил.
— Читаете ли бизнес-литературу, какую? Какая книга о бизнесе у вас настольная?
— Читаю много и регулярно. Всегда полезно узнавать наработки технологий, главным образом, общения и продаж. Так сложилось в мире, что это, в основном, опыт англосаксонский. Но он не всегда в лоб работает на нашей родной почве. Одной настольной книги у меня нет, да и быть не может. Работа с людьми — это не азбука, однозначно готовых решений нет, но направление и основные действия почерпнуть можно. Из последнего прочитанного мне очень понравилась работа нашего соотечественника Владимира Козлова и его электронные учебники «Мастер переговоров» и «Конфликт в организации». Из зарубежных? Есть очень оригинальна книга по переговорам Джима Кемпа «Сначала скажите нет».
— Есть ли у вас какие-то кумиры в бизнесе, в самой банковской сфере?
— Для меня кумир – это скорее человек искусства или спортсмен. В банковской сфере мне очень нравится, без лукавства могу сказать, наш руководитель Михаил Задорнов. Его биография и жизненный путь очень интересны. Сначала политик, затем чиновник, теперь бизнесмен, и везде добивался успеха. Человек руководил министерством финансов в самый трудный период – в кризис 1998 года. Затем создал с нуля банк, который сегодня стал вторым по объему розничным банком в России.
— Что вы считаете самым главным для достижения успеха в ведении бизнеса?
— Твердо верить в то, что делаешь, и не бояться делать это.
Андрей Белов