Разбираем тему фуд-траков, бизнеса на фургончиках с едой, которая была затронута на встрече рестораторов Ульяновска с местными властями в баре Before, и вспоминаем про «буханку» УАЗ-452.
На минувшей неделе Ассоциация рестораторов Ульяновской области и председатель правления госкорпорации по развитию предпринимательства Руслан Гайнетдинов встречались с властями области. Среди прочего обсуждался фестиваль уличной еды на food track – мобильных ресторанах на колёсах. Валерий Желателев из бара «Кеды» заявил, что 29 июня на фестиваль в Ульяновск приедут около 10 фуд-траков из других регионов. Разбираемся в вопросе, что такое фуд-трак, сколько стоит такой бизнес и легален ли он в городах России.
Еда на колёсах. Что это такое
Для Западной Европы, Америки, Австралии и большей части Африки и Азии мобильные кофейни и закусочные – привычное дело уже много десятков лет. Фуд-трак – небольшой фургон, в котором могут продавать еду, напитки, включая пиво, например, практически в любой точке города или за городом. Разнообразие еды, продающейся в таких фургонах за границей — колоссальное, от гамбургеров, пончиков и сосисок, до суши, лапши, сладостей, фруктов, соков и огромного количества местной пищи. Это процветающий бизнес, стремящийся сделать свои фуд-траки яркими, запоминающимся для широчайшей целевой аудитории. Не нужны колоссальные вложения в ресторан, кухню, залы и оборудование. Из плюсов в общих чертах также отмечаются — отсутствие большой арендной платы, расходов на содержание, минимальные налоги, мобильность, возможность заработать на фестивалях, ярмарках, пляжах летом, зимой — на катках, лыжных трассах, на концертах на открытом воздухе.
Варианты фуд-траков и торговый оборот
Как пишут эксперты зарождающегося рынка food track в России, самый бюджетный вариант – купить прицеп типа «домик на колесах» за 400 тысяч рублей, а затем переделать всё своими руками под мобильное кафе. Второй вариант уже сложнее и дороже — торговля едой на базе легковых пикапов, цена вопроса — от 500-700 тысяч рублей. Третий вариант — автолавка, но, отечественные варианты малопрезентабельны, хоть и стоят от 350 тысяч рублей. Блестящие серебром знаменитые американские вагоны-пули типа Airstream, которые многие из нас видели в голливудских фильмах, стоят для России зашкаливающе дорого — 100–150 тысяч долларов. Настоящие фуд-траки на базе серьезных автомобилей обойдутся в 1,8–2 миллиона рублей за самый простой вариант, и от 2,5 миллионов за варианты «покруче» и с оборудованием.
В среднем оборот одного фудтрака в месяц в Москве колеблется в районе 1,5–2 миллионов рублей, многое зависит от арендной ставки на мероприятии и стоимости подключения электричества. В Москве день работы на мероприятии (например на знаменитом пикнике журнала «Афиша») приносит фуд-траку в пять раз большую выручку, чем в обычное время. Но это огромный многомилионный город, с кучей фестивалей, праздников и концертов.
Российские компании, занимающиеся производством или переоборудованием такой автотехники, в своих рекламных проспектах пишут следующее: «Для открытия бизнеса вам потребуется сам food truck, зарегистрировать ИП, установить кассу, оформить медкнижки для персонала, составить простое меню, арендовать у города кусочек земли и подключиться к 220V». Это были плюсы. А теперь рассмотрим минусы.
Проблемы. Цены, ПТС и закон
Несмотря на обилие зазывной рекламы от российских производителей фуд-траков, для многих предпринимателей может быть недоступной цена вопроса. Специалисты отмечают, что даже самый доступный и подходящий для модификации под фуд-трак автомобиль Peugeot Boxer потянет минимум на 1,5 миллиона рублей. Есть варианты и на основе Ford, Mercedes, Fiat и наших авто «Газель Next». С юмором вспоминают и знаменитую ульяновскую «буханку» УАЗ-452, но, чем чёрт не шутит? Требуется производство будки, они отличаются от грузовых фургонов конструкцией, креплением к шасси. Здесь много нюансов, например, окошечки для торговли едой должны быть на такой высоте, чтобы к ним дотянулся даже ребёнок, так как семьи с детьми — одни из основных клиентов мобильных ресторанчиков. Внутри нужно оборудование и производство рабочей зоны, холодильники, печи, и прочее.
Немаловажный момент — паспорт транспортного средства, документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках транспортного средства. Автомобили, имеющие изменения под фуд-трак, но не внесенные в ПТС, не гарантируют возможность получить разрешение на право торговли. Но даже это не главное.
Дело в том, что в России мобильная торговля, передвижные точки общепита и пр., никак не прописаны в федеральном законодательстве. Чиновники никак не могут согласовать порядок размещения таких объектов. Например, известная среди рестораторов России компания Ginza Project намеревалась вложить около 20 миллионов долларов в передвижные рестораны с кухней GinzaTruck, но даже такой крупный игрок не смог пока «сдвинуть» чиновников Москвы на решение вопроса с законодательством. Что уж говорить о провинции… Спасают появившиеся в столице фуд-траки городские парки, так как торговля там регламентируется особым режимом. Ещё одна легальная возможность торговать с колёс — договариваться каждый раз с владельцами или арендаторами земли в конкретном месте и там ставить фуд-трак. Но и тут есть нюансы: нужно смотреть кадастровый паспорт объекта, в котором указана цель использования земли, на некоторых нельзя по закону вести деловую деятельность, а некоторые земельные участки предназначены для ведения торговли…
Что говорит Роспотребнадзор?
Товарищи из Роспотребнадзора всё ещё разрабатывают санитарные нормы для уличной еды. Ныне работа уличных объектов торговли регулируется двумя разными санитарными правилами и нормами (СанПиН): для объектов торговли и для предприятий общественного питания. Выдержать соответствие сразу всем нормативам могут немногие ИП и компании, потому как существующие правила не учитывают специфику торговли едой на улицах. Увы, но пока даже самые крутые и автономные фуд-траки не могут соответствовать всем условиям работы стационарных кафе. Закон, регулирующий работу уличной торговли едой, власти обещали в первом квартале 2016 года. Пока — тишина.
Примечательный факт: в «социалистической» Белоруссии и в «проблемной» Украине торговля с фуд-траков официально разрешена, там серьезно развивается бизнес по производству фургонов, многие российские предприниматели едут за такими авто туда.
Подготовил Андрей Белов