Улбизнес » Что будет в Стратегии развития транспортного комплекса области до 2030 года

Завершается подготовка к выходу её в свет. Большой подробный разговор у нас состоялся на эту тему со специалистами АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области».

Сначала немного справочной и официальной информации. «Программный документ сейчас согласовывают профильные подразделения министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, министр Дмитрий Вавилин, — для начала пояснила Светлана Маркелова, руководитель Центра передовых инициатив, технологий, проектов АНО ЦСИ. — Затем документ уходит к губернатору Сергею Морозову, он решает, как и когда презентовать Стратегию. Затем бумаги пройдут юридическую экспертизу. Обязательно её проверят корректоры. С 1 января 2019 года Стратегия должна начать работать. Она включает в себя 8 тематических разделов и 8 приложений, в ней более 150 страниц, она говорит о текущем состоянии и перспективах развития транспортного комплекса региона до 2030 года. У Стратегии 9 целей».

Вот они.

1. Ежегодное увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г. (к 2024 г. не менее чем до 50 процентов).

2. Снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности (к 2024 г. на 10 процентов по сравнению с 2017 годом).

3. Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети (к 2024 г в два раза по сравнению с 2017 годом).

4. Снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (к 2024 г в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения. К 2030 году — стремление к нулевому уровню смертности).

5. Формирование сбалансированной эффективной транспортной инфраструктуры Ульяновской области в составе единого транспортного пространства России.

6. Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг на уровне потребностей развития экономики Ульяновской области, реализация транзитного потенциала области.

7. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения Ульяновской области.

8. Снижение негативного воздействия транспортной системы Ульяновской области на окружающую среду.

9. Повышение транспортной безопасности.

Теперь подробности в разговоре и со Светланой Маркеловой, и с ученым, который готовил документ. Это Дмитрий Варнаков, привлеченный специалист Центра передовых инициатив, технологий, проектов АНО ЦСИ, доктор технических наук, профессор кафедры «Техносферная безопасность» УлГУ. 

— Кто начинал её разработку и зачем нам нужна Стратегия? Почему 2030 год?
— Начинал Олег Анатольевич Болдырев, он пригласил меня в Центр. Транспортная система Ульяновской области — неотъемлемая часть транспортной системы всей страны, через неё проходят и федеральные трассы, есть внутреннее сообщение, есть связи с соседними регионами. Документ не оторван от реальности и страны, он разработан во исполнение указа Президента РФ от 7 мая 2018 года. Интегрированная и сбалансированная транспортная система — важный фактор улучшения инвестиционной и социальной привлекательности области, расширения производства, сферы обслуживания и повышения конкурентоспособности нашей области. Это документ стратегического планирования, где определены цели и задачи транспортного комплекса. Как грамотно организовать транспортную систему? Какие дороги важнее? Какова их загруженность, пропускная способность? Когда регион достигнет предела этой пропускной способности, на каких участках? Это только малая часть вопросов, на которые Стратегия даёт ответы и отражает реальные проблемы. Насчёт 2030 года. Все стратегии и программы разрабатываются в России до этого года, исходя из федеральных трендов, кроме программ развития человеческого потенциала, это 2036 год. Кстати, мы прогнозировали развитие событий Стратегии транспортного комплекса региона вообще до 2058 года.

— Кто заказчик Стратегии?
— Министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области. Они составляли техническое задание.

— В других регионах России подобные документы есть?
— Да, мы не первые, но наша лучше проработана и просчитана. Мы не просто констатируем факты, а предлагаем решения.

— Документ учитывает работу всех видов транспорта?
— Конечно. Авиа, ж/д, автомобильный, водный транспорт. Отмечу, что когда мы рассматриваем железнодорожный транспорт, то имеем в виду не только поезда, но и городские трамваи. По каждому виду есть определенные целевые показатели. Например, перевозка пассажиров водным транспортом к 2020 году должна вырасти на 11,1%, к 2025 году на — 29,6%, к 2030 — на 48,1% или в полтора раза по сравнению с годом нынешним. Перевозка грузов по воде — в 2 раза. Перевозка грузов по воздуху к 2030 году должна вырасти в 1,6 раза, а перевозка пассажиров самолётами — в 3,3 раза (самый большой рост — прим.ред.). Туристический поток «прирастёт» почти в 2 раза: если взять за 100% поток образца 2018 года, то в 2020 году он должен составить 103%, в 2025 — 146%, в 2030 — 194%. Отношение дорог с асфальтобетонным покрытием к общей протяженности дорог общего пользования, как федерального, так и регионального, должно вырасти к 2030 году в 1,3 раза. Перевозка грузов автотранспортом — тоже в 1,3 раза, перевозка пассажиров общественным транспортом — в 1,2 раза.

— Что с развитием малой авиации. Будем летать из Ульяновска в Барыш и Инзу?
— Это направление нужно активно развивать. Но без федеральных госпрограмм и финансирования в рамках только Ульяновской области этот вопрос даже ставить нельзя, тем более решить самим. В Стратегии мы прописали, что эта задача является актуальной.

Как ещё указано в Стратегии, количество перевезенных пассажиров по железной дороге должно вырасти в 1,16 раз, грузоперевозки — в 1,52 раза. Намечено увеличение АЗГС (метан) в 1,3 раза с 2018 по 2030 гг. Доля парка муниципального транспорта на газе должна вырасти в 1,5 раза.
Одной из важных тем Стратегии в ЦСИ считают снижение травматизма на транспорте — со 100% уровня 2018 года до 81% к 2030 году. Достижение цели осуществляется путем формирования и реализации комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на повышение безопасности и снижения травматизма населения на транспорте, оснащением объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности.

— Где вы брали данные для документа?
— Велась огромная работа с районами области, с ведомствами, организациями, департаментами министерств. Мы делали запросы, узнавали, какие есть проблемы, анализировали их и способы решения…

— И каковы способы решения транспортных проблем области?
— Финансирование. Но оно не может быть бесконечным. Поэтому исходили из возможностей и данных, которые нам предоставил департамент автомобильных дорог Ульяновской области, Стратегия корректировалась по ним в том числе. Те же упомянутые целевые показатели согласовывались с департаментом, который знает, какие у него есть ресурсы, чтобы их достичь.

— Какова, скажем так, юридическая сила Стратегии? Всё-таки это общий документ, это не ФЗ, не отмахнуться от него чиновники в области?
— В Стратегии указаны цели, индикаторы и показатели, которых они должны достигать, предлагаем механизмы. По Стратегии они определяют приоритеты работы. В документе написано, что мы исходим из указа Президента РФ, а его нужно исполнять и контролировать исполнение. Как решить те или иные задачи министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта, например, будет выбирать само.

— Общая картина ясна. Давайте обсудим некоторые нюансы. Каковы «фишки» Стратегии?
— Например, в ней говорится об инновационной деятельности. Возьмем увеличение использования транспорта на газомоторном топливе. Муниципальный транспорт должен переводиться на метан. Владимир Путин говорил, что такое топливо очень перспективно в использовании, запасы природного газа в России огромны. Газ дешевле, что позволит решать многие экономические проблемы. Газ экологичнее, что даст решение проблемам экологическим. В связи с ростом и развитием городов эти вопросы всё более актуальны. Как тут поможет Стратегия? Мы не можем и не имеем права в таком вопросе воздействовать на частных лиц, на частный бизнес, мы их можем только экономически стимулировать.

Для этого, как указано в документе, предполагается выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перевода транспортных средств на экологически чистые виды топлива, минимизацию негативного воздействия на окружающую среду материалов и технологий, а также повышение доли использования экологически чистых видов топлива в Ульяновской области.

— Пока сдерживает неразвитость сети АГЗС. Нужно начинать с них, а это немалые инфраструктурные вложения. Будет сеть, люди сами захотят перейти на газ, переоборудование стоит недорого, газомоторное топливо дешевле бензина. Есть уже в России и завод, который делает двигатели сразу для работы на метане: в 2016 году Президент Владимир Путин принял участие в торжественном пуске серийного производства газовых двигателей ЯМЗ-530 экостандарта «Евро-5» на «Автодизеле» в Ярославле. Есть и сложность — нефтяные компании, которым привычнее вести бизнес так, как они его вели и ведут сейчас.

По словам Варнакова, много места в Стратегии уделено оптимизации дорожных потоков. Необходимы умные светофоры, корректировка пропускной способности по загруженности транспортных артерий области. Предполагается работа системы «Умный город» с помощью геоинформационных технологий.

— Проанализирована загруженность определенных дорог в часы пик. Я подключал здесь к работе коллег, экспертов, специалистов из УлГУ, так как моя тема научных исследований как раз связана с автомобильным транспортом. Тут важно отметить социальный эффект: когда люди меньше стоят в пробках, они видят, что власти делают для развития транспорта.

Согласно Стратегии, предусматривается государственная поддержка создания интеллектуальных транспортных систем для повышения качества пассажирских перевозок с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и ГЛОНАСС, технологий управления транспортными средствами и потоками. В документе указано, что региону необходимо создание доступной транспортной среды для граждан с ограниченными возможностями, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций и обеспечение ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость.

— А вот с железнодорожным транспортом всё сложнее. РЖД — огромная компания, у неё есть свои стратегии развития, поэтому при разработке своей мы опирались на их планы и тенденции. Ж/д транспорт выгоден в плане перевозок, но есть и ряд недостатков.

— Отражены ли в Стратегии темы скоростного сообщения по железной дороге между Ульяновском и Димитровградом, а также в индустриальной зоне «Заволжье», где будет Технокампус 2.0, городок инвесторов и так далее. Это не раз обсуждалось у губернатора и в правительстве области.
— Тут нужно понимать, что такие вопрос в ведении РЖД. Они строят свои планы исходя из рентабельности, инфраструктурные вложения в такие проекты колоссальные, мы не сможем им что-то своё навязать.

— В пункте «Цель №6» Стратегии говорится о реализации транзитного потенциала области. Что это такое?
— Реализация цели предполагает, прежде всего, прохождение по территории Ульяновской области транспортных коридоров. Интеграция с международным транспортным пространством может быть эффективно реализована в рамках развития авиасообщения и водного транспорта. При создании системы обслуживания маршрута «Европа – Западный Китай», нам необходима реализация проекта Ульяновского логистического центра на левом берегу Волги. Это позволит оптимизировать перевозки, совершаемые железнодорожным, речным и автотранспортом как между Европой и Китаем, так и внутри страны. Повышение качества транспортных услуг напрямую зависит от качества транспортной сети Ульяновской области в целом. Так улучшение топологии транспортной сети уменьшает перепробег при транспортировке грузов, улучшение пропускной способности транспортных направлений и узлов позволяет производить доставку с большей скоростью, за меньшее время и с лучшей энергоэффективностью. Необходимы создание единой системы управления терминально-логистического комплекса Ульяновской области на основе IT, использование ГЛОНАСС, что позволит грузоперевозчикам оптимально планировать время и маршруты доставки, снижая издержки.

В Стратегии есть и такой примечательный пункт: «Одно из основных направлений — развитие трех экономических зон, формирующихся вокруг трех городских агломераций. Это требует увязки развития федеральной, региональной и муниципальной транспортной инфраструктуры. При этом развитие транспортных систем городских агломераций находится в сфере интересов и ответственности муниципальных образований. Важным аспектом развития транспортных систем городских агломераций является также определение эффективного радиуса агломерационной транспортной доступности для каждой агломерации с учетом уточненного прогноза социально-экономического развития муниципального образования».

— Есть какие-то нюансы в Стратегии касательно водного грузового транспорта?
— Да. Одна из проблем, например, грузовая «восьмерка» на правом берегу Волги в Ульяновске, которая даже закрывалась из-за известных природных причин. Эксперты выражали мнение, что проблема этого места и в движении крупнотоннажного транспорта. Когда её строили, таких тяжелых транспортных средств ещё не было… Есть федеральные законы, которые предусматривают выведение такого транспорта в обход городов. А есть ведь ещё и ж/д подъезды к портам, РЖД должна их загружать для эффективного развития. То, что я назвал, только некоторые из факторов, которые сдерживают развитие портов внутри Ульяновска. Однако в целом речной транспорт очень выгоден, у него низкая себестоимость в плане перевозки.

— Можно ли в области возродить речной пассажирский транспорт, сообщение с Самарой, Тольятти, Казанью, Чебоксарами? Что говорит ваша Стратегия?
— В плане туризма развитие речных портов обязательно должно быть поддержано. Но речной порт Ульяновска — в частных руках, это пока только инициатива бизнеса. И снова скажу, что для возрождения речных пассажирских перевозок нужны огромные вложения, нужно рассчитывать рентабельность этих перевозок. Без учёта последнего фактора развитие невозможно.

— Когда ульяновцы будут читать статью, то неизменно зададут не «стратегический», а приземлённый вопрос, утилитарный: «Когда в городе и области исчезнут проблемы с общественным транспортом, ненавистные маршрутки, неудобное их расписание вечером»?
— Почему сразу убирать маршрутки? Общественного транспорта должно быть много, разного, с хорошим качеством услуг. А вообще Стратегия отдаёт решение этого вопроса департаменту автодорог нашего министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области. Они должны регулировать этот вопрос, практическая и финансовая стороны решения проблем — на их плечах. Мы же напоминаем и прямо говорим в документе, что нужно развивать и регулировать общественный транспорт. Стратегия носит концептуальный характер. Да и проблема же не только в маршрутках. А изношенность городского парка электротранспорта? Нужен ремонт, обновление, на принципах ГЧП, в том числе. По каждому муниципалитету министерство составило перечень приоритетных задач, которые нужно решать в первую очередь.

— Например, в Димитровграде?
— Это неудовлетворительное состояние дорог, заторы, огромная транспортная нагрузка из-за отсутствия объездной дороги для транзитного транспорта.

А в Ульяновске?
— Проблем ещё больше. И изношенность электротранспорта, и отсутствие полного возмещения доходов от перевозки льготных категорий пассажиров. Необходимы финансирование и обновление разных видов общественного транспорта, решение проблем заторов на определённых участках.

— Не могу не вспомнить легендарный струнный транспорт Юницкого. Отдаленно он напоминает железную дорогу, транспорт также передвигается по рельсам, но они, как струны, натянуты в воздухе между специальными опорами, а скорость движения по ним достигает 500 километров в час.
— В Стратегии он есть, мы его обсуждали, но не как важный какой-то элемент. Необходимо предусмотреть строительство пускового комплекса и всё, есть сложности инфраструктурные. Маршрут «Парк Победы» — «Президентский мост» — «Улица врача Михайлова». Более насущный вопрос, это, например, продление маршрута трамвая до Поливно.

Фото: социальные сети, Алексей Мараховец, ulgov.ru