Разбираем бизнес-миссию ульяновских компаний в Иран, с которого недавно сняли международные санкции.
Перед майскими праздниками в Исламской Республике Иран побывала бизнес-делегация от Ульяновской области. Центр поддержки экспорта региона помог с поездкой туда компаниям ООО «Покрова», ООО «ПФ «Инзенский ДОЗ», ООО «Александрит», ООО «Дельта +», ООО «Вояж», ООО «Варадор-М», ПАО «УКСМ», ООО «ДжиЭс Композит», ОАО «КВАРЦ» и нескольким индивидуальным предпринимателям. Специализация наших фирм и ИП — производство дверей, кухонь, фанеры и пиломатериалов, древесно-полимерного композита, керамзита и керамического кирпича. Бизнесмены, включая председателя правления Корпорации по развитию предпринимательства Руслана Гайнетдинова, презентовали продукцию на выставке Project Iran 2016, встречались с политиками и экономистами в Торгово-Промышленной Палате Ирана, с потенциальными партнерами.
Как рассказал позже Руслан Гайнетдинов, ульяновцы провели более 50 встреч b2b, есть предварительные договорённости о поставках в республику клеёной фанеры, кварцевого песка, лесоматериалов.
— Договоренности эти прорабатываются с Центром поддержки экспорта Корпорации по развитию предпринимательства, уточняется логистика, перевод и экспертиза экспортных контрактов. Ориентировочные сроки поставок – III – IV кварталы 2016 года. Общий объём экспортных поставок в случае заключения контрактов на устраивающих российскую сторону условиях, может составить порядка 200-300 тысяч долларов в год в течение двух-трёх лет.
Почему ульяновцы заинтересовались далёким Ираном?
Если коротко — это тренд, заданный политикой Кремля и политической коньюктурой. Теперь чуть подробнее. В Иране проживает почти 80 миллионов человек, республика занимает второе в мире место по добыче нефти среди стран ОПЕК, обладает 16 % мировых запасов природного газа и имеет огромный потенциал для связанных с этим промышленных секторов и для увеличения производства традиционных экспортных товаров — ковров, фисташек и икры. Однако причины заинтересованности российских в целом, и ульяновских компаний в частности в новом рынке, лежат в плоскости политики. Как известно, не так давно с Ирана были сняты большинство западных санкций и страна впервые за 20 лет может стать крупнейшим рынком, вливающимся в глобальную экономику. У инвесторов появились новые возможности — Иран по размеру ВВП конкурирует с такими странами, как Австрия, Австралия и Норвегия. Россия долго помогала Тегерану в ядерной программе, недавно договорилась о поставках ракетных комплексов, имеет вес и репутацию в стране, как давний союзник. На «низовом» уровне частный крупный и средний бизнес из РФ может попробовать найти здесь партнеров, рынки сбыта и продукцию для экпорта в Россию.
Иран — России, Россия — Ирану
Согласно статистике, основные поставки России в Иран — металлы, ячмень, пшеница, древесина, машины и оборудование. Из Ирана через Каспий поставляются в основном продукты питания и лекарственные препараты. После снятия санкций иранцы намерены привлекать инвестиции в строительство и модернизацию аэропортов, железных дорог, автомагистралей и морских портов. Посол Исламской Республики Иран в РФ Мехди Санаи рассказал, что в Тегеране ждут развития авиасообщения и туризма. Скоро, например, должны открыться авиарейсы между Астраханью и Тегераном. Иранские туристы сейчас посещают Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Иран намерен строить у себя гостиницы и привлекать к этому иностранные фирмы.
Трудности вхождения на рынки Ирана
Основная и общая трудность — давно сложившаяся в Иране практика связей с Европой и зависимость от западных образцов оборудования, техники, технологий и даже стандартов. После того, как с Ирана были сняты санкции, Тегеран первым делом «рванул» налаживать торговые и экономические связи отнюдь не с РФ, а с самыми влиятельными странами ЕС, продвинутой Южной Кореей и мощным Китаем. Французы и немцы не вылезают из Ирана, ведя активные переговоры по всем секторам экономики республики и по самым прибыльным проектам. Многие ниши стремительно занимаются и российский бизнес в Иране однозначно ждёт жесточайшая конкуренция. Сам Руслан Гайнетдинов написал у себя в Twitter, что ульяновцев уже ждут здесь серьёзные конкуренты из Европы в сфере стройматериалов и деревообработки. И ещё одна важная общая деталь. Все эксперты и бизнесмены говорят, что при обсуждении крупных проектов иранцы всегда настаивают на получении кредитов от РФ или российских банков. Это, скажем так, указание свыше, политика иранских властей.
Андрей Белов
Фото: Руслан Гайнетдинов