В Ульяновске находится около 1,5 тысяч киосков и павильонов, торгующих продуктами, цветами, газетами, мороженым, пивом, сигаретами и разной мелочью.
Это удобно для населения – не нужно за батоном хлеба или пакетом молока идти в супермаркет. Киоски принадлежат примерно 500 владельцам, и у каждого из них есть собственное мнение, как должно выглядеть его место торговли. Часто раздражает неухоженный вид киосков. Власти не раз пытались упорядочить этот бизнес, но пока безуспешно. В 2011 году, например, были представлены единые для всех правила по внешнему виду. Но УФАС добилось их отмены, так как правила нарушали закон «О защите конкуренции». В настоящее время администрация города разработала очередной проект концепции развития мелкорозничной торговли с использованием временных сооружений или, проще говоря, киосков и павильонов. Проект опубликован на сайте мэрии.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Татьяна Скопцова в разговоре с корреспондентом «Улбизнес.ру» отметила, что новая концепция разрабатывалась совместно с предпринимательским сообществом. «Очень жарко обсуждали требования к внешнему виду, буквально под роспись каждому давали текст», — отметила она.
В проекте концепции, в частности, даны определения стационарного и нестационарного торгового объекта. Уточнить эти понятия было важно, поскольку, например, только стационарные объекты имеют право торговать пивом.
Здесь также говорится, что правообладатель обязан ежедневно по условиям договора аренды прибирать территорию в радиусе 20 метров, вывозить мусор, каждый год в мае красить свой объект, регулярно отмывать его от грязи и объявлений. Для монтажа киосков и павильонов можно применять только легкие конструкции заводского изготовления и ни в коем случае не кирпич, блоки или бетон (кроме незаглубленного фундамента). На летних кафе допускается применение дерева. Киоск должен иметь вывеску с подсветкой и в темное время суток быть освещенным. Есть целый ряд ограничений других ограничений. Например, нельзя ставить киоск на газоне, рядом с деревьями и так далее.
Жестких требований к архитектуре объектов мелкорозничной торговли в концепции нет, но сказано, что внешний вид и конструкция «определяются типовыми архитектурными решениями, согласованными с уполномоченным органом администрации города Ульяновска».
Из текста видно, что требования носят обязательный характер, однако нигде не говорится, что грозит тем, кто не сможет по каким-либо причинам соответствовать всем пунктам правил. Также не ясно, что делать тем предпринимателям, которые уже имеют киоски. Заново согласовывать их вид с «уполномоченным органом»?
Юрист Константин Толкачев считает, что администрация города не имеет права требовать в обязательном порядке от владельцев киосков и павильонов соблюдений правил по внешнему виду объектов. По его мнению, власти могут, руководствуясь этим документом, придраться к внешнему виду киоска, чтобы расторгнуть (или не продлять) договор с его владельцем (в концепции срок аренды предусмотрен на 10 лет), а освободившееся место отдать другому предпринимателю. «Городская земля – это не помещичьи владения, мэрия не должна свободно раздавать ее и забирать обратно», — отметил юрист. Он считает, что было бы правильнее заключить соглашение с предпринимателем о соблюдении правил, но привлекать его к ответственности нельзя, если он этого не делает. «Лучше разработать систему стимулов, чтобы бизнесу было выгодно соответствовать правилам», — резюмировал Толкачев.
В представители мэрии отметили, что это пока проект, возможно, в документ будут внесены изменения, а также добавили, что санкции за невыполнение требований будут прописаны позже.
Любовь Чиликова