Улбизнес » На ограничении продаж алкоголя в рюмочных ульяновский бизнес потеряет 200 миллионов

Такие данные содержались в заключении минэка региона за подписью тогда ещё и.о. министра Алмаза Хакимова об оценке регулирующего воздействия проекта закона «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области».

Это тот самый закон, который вступил в силу с 1 января 2017 года. Согласно документу ныне ограничена розничная продажа алкоголя в местах оказания услуг общественного питания при условии, что в таких местах одновременно не осуществляется производство продукции общественного питания и реализация произведённой продукции общественного питания потребителям; имеется менее 6 столов и менее 24 посадочных мест, предназначенных для обслуживания потребителей и отсутствует туалет и раковина для мытья рук, предназначенная для использования только потребителями. Мы в редакции ulbusiness.ru против алкоголизации населения, но внимательно изучили документ за подписью тогда ещё и.о. министра Алмаза Хакимова и нашли там, например, данные, как много пьют в области, кто потеряет деньги на этом и сколько именно, а также узнали, поможет ли новый закон снизить употребление ульяновцами спиртного.

Чего добиваются законодатели?
Ограничения позволят повысить общую культуру потребления алкогольной продукции в области и поднять на новый уровень качество обслуживания населения. Будет снижение доступности алкоголя, это одна из мер госполитики в сфере снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России.

Изменится ли что-то от нового закона?
В заключении минэка региона было сказано, что частичный запрет продажи алкогольной продукции в общепите, осуществляющем продажу алкоголя в разлив, не приведет к однозначному достижению заявленных целей регулирования. Возможно, улучшится атмосфера во дворах жилых домов, где ранее были питейные заведения, станет чище с точки зрения санитарных норм. Но говорить о сокращении потребления алкоголя населением и правонарушений, совершенных в состоянии опьянении, однозначно нельзя. По мнению участников публичных обсуждений, количество лиц, зарегистрированных у нас с диагнозом алкоголизм, включая алкогольные психозы, не уменьшится. С закрытием «точек» и рюмочных-распивочных потенциальные посетители данных заведений не исчезнут, а будут находиться в поиске альтернативных источников потребления. Как следствие, произойдет увеличение количества отравлений и иных негативных последствий для здоровья потребителей.

Кого коснулся новый закон?
По данным министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов области на 01.07.2016 розничную продажу лицензируемой алкогольной продукции (без учета организаций и ИП, реализующих пиво и пивные напитки) осуществляли 453 объекта общественного питания из расчёта общего количества торговых объектов по реализации алкогольной продукции – 2174. В том числе: 34 ресторана; 189 кафе; 68 бара; 157 закусочных; 5 прочих видов (столовые, буфет, рюмочная, пиццерия). Больше всего их в Ульяновске — 311 объектов, при этом кафе, закусочные и бары составляют около 90% от общего количества организаций. Минсельхоз считал, что когда 1 января закон вступит в силу, могут прекратить деятельность около 148 торговых объектов (в Ульяновске — 90). Это треть от общего количества организаций, продающих алкоголь.

Сколько денег?
По предварительным подсчётам образца осени 2016 года издержки предпринимателей составят порядка 200 миллионов рублей в год. Данные расчёты были получены путём умножения количества объектов общественного питания, попадающих под действие регулирования, и среднего размера годовой выручки, полученной данными организациями от реализации алкогольной продукции.

Как много пьют ульяновцы?
Данные областного минсельхоза говорят, что идёт сокращение объёмов реализации алкогольной продукции в Ульяновской области. В 2015 году по сравнению с 2014 годом объём реализации алкоголя сократился и составил 81% к объёму 2014 года. В первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года наблюдалась тенденция увеличения продаж пива и коньячных изделий (107% и 109% соответственно). В расчёте на душу населения реализация алкогольных напитков и пива в пересчёте на абсолютный алкоголь составила 5,95 литра в год. Идёт снижение потребления водки, коньяка, «ликёрки» в пользу вина, шампанского и пива.

Как область травится алкоголем?
По данным УМВД России по Ульяновской области 70 % случаев отравлением алкоголем происходит в Ульяновске. При этом есть значительное расхождение между данными по отравлениям от различных госструктур, что не позволяет сделать объективные выводы по точному количеству ежегодного сохранения жизней. Анализируя данные Ульяновскстата, можно сделать вывод, что в долгосрочном периоде происходит колебания показателя смертности от отравлений алкоголем. Причем снижение показателей смертности от алкоголя напрямую не связано с ограничительными мерами. В августе 2007 года меры ввели, а снижения числа смертей от отравлений не произошло, более того, начался рост отравлений с летальным исходом. С 2009 года наблюдалось снижение количества умерших от отравлений, простите, «алкашкой» и сохранение стабильной тенденции до 2012 года, но в 2013 — 2015 годах произошло повторное увеличение показателя.

2012 год — особенный, но…
Было резкое снижение показателя смертности в 2012 году (минимум в истории региона). Причины: введение в действие с 30 ноября 2011 года закона, ограничивающего время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%. А вот далее опять «качели» показателей. Итак, достоверно оценить связь алкогольных смертей с ростом или снижением продаж алкоголя вряд ли возможно. Так в 2014-2015 годах при уменьшении объёмов продаж чистого алкоголя уровень алкогольной смертности повысился. Вероятнее всего, тогда в торговлю поступали некачественные алкогольные напитки. По данным Роспотребнадзора по Ульяновской области в 2015 году, к примеру, забраковано проинспектированных товаров по сравнению с 2014 годом больше в несколько раз.

Были жалобы населения или нет?
Министерство развития конкуренции и экономики направляло запросы в государственные органы Ульяновской области, правомочные на рассмотрение жалоб. Это минсельхоз, УМВД, администрации районов и городов. Анализ статистических данных не позволил тогда однозначно утверждать, что в области есть высокий уровень потребления людьми алкоголя, имеется лишь незначительное количество жалоб в части нарушений продаж алкогольной продукции и нарушения порядка на предприятиях общепита, не происходит увеличения уличной преступности.

Что там с бизнесом и конкуренцией?
В заключении минэка региона указано, что после принятия нового закона конкурентные преимущества будут иметь субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги общественного питания, имеющие числовой перевес столов и посадочных мест, а также осуществляющие производство и реализацию продукции общественного питания потребителям.

Требование к наличию туалетов и раковин в крупных населенных пунктах Ульяновской области выполняется и так всеми предприятиями общественного питания (требование СанПиНа (СП) 2.3.6.1079-01). Проблемы с реализацией данного требования возникнут у «точек» в сельской местности. В деревне или селе, где численность населения не столь велика, 6 столов и 24 посадочных места избыточно. Предприниматели, устанавливая в заведении 4-5 столов, отмечали, что именно это количество мест востребовано и может быть заполнено, приобретать дополнительное оборудование ради соблюдения требований закона невыгодно. Введение нового правового регулирования будет способствовать увеличению финансовой нагрузки на субъекты малого бизнеса на 1 кафе от 24 до 100 тысяч рублей.

Произойдёт перераспределение потоков покупателей из рюмочных между крупными кафе, ресторанами, барами, а также торговыми сетями и магазинами. Это будет способствовать изменению расстановки сил в отрасли. «Основной удар» придётся нести малому бизнесу, которому будет труднее приспособиться к новым условиям и конкурировать с наиболее «сильными» участниками рынка.

Плюсы и минусы есть?
В заключении минэка региона говорилось, что часть населения после введения нового закона начнёт закупаться алкоголем в незаконных местах и увеличит потребление «левого» алкоголя, а также начнёт распитие напитков в общественных местах, ухудшая криминогенную обстановку. Выгоды для населения: соблюдение санитарных норм вблизи отдельных предприятий общепита и дворов жилых домов, закрытие «точек», имеющих неблагоприятную репутацию.

Издержки бизнеса: снижение выручки от продаж субъектов малого и среднего предпринимательства от 30 до 70%, развитие торговли «из-под полы», сокращение рабочих мест (только в Димитровграде введение данного регулирования повлечёт увольнение порядка 50 человек), закрытие точек общепита, которые по определённым причинам попадают под запрет, но по оценкам жителей имеют положительную репутацию, а также в населенных пунктах с небольшой численностью населения. Закроются фудкорты, расположенные в крупных торговых центрах. Фудкорты в ТЦ представляют собой сочетание на одной общей площади нескольких точек общепита, которые имеют общий торговый зал и общий туалет. По информации администрации Ульяновска таких объектов более 15. Выгоды бизнеса: получение конкурентных преимуществ предприятий общественного питания, относящиеся к типу «ресторан», «кафе», «пиццерия», крупных сетевых торговых сетей, алкомаркетов, магазинов беспошлинной торговли.

Издержки области: снижение поступления налоговых отчислений в бюджет области и бюджеты муниципальных образований, рост административных издержек на усиление контроля за соблюдением норм законодательства, за нелегальным производством и сбытом алкогольной продукции, сокращение числа субъектов МСП — более 140 предприятий общественного питания, имеющих лицензию на продажу алкогольной продукцией и порядка 50 организаций, осуществляющих продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре. Выгоды области: создание благоприятных условий для обеспечения населения услугами общественного питания, формирование единых требований к деятельности таких организаций.

Главный русский вопрос. Что делать?
Анализ практики введения запретов розничной продажи алкогольной продукции свидетельствует, говорили в минэке области, что введением только ограничительных и запретительных мер ситуацию со злоупотреблением алкоголем и сопутствующим совершением правонарушений не изменить. Если правонарушение совершено в состоянии опьянения, то принципиальной разницы, где был выпит алкоголь – в точке общественного питания (закусочной, рюмочной) или недалеко от магазина, нет.

В минэке написали, что нужно: — продвигать «культуру пития» алкогольных напитков среди населения; — вести пропаганду здорового образа жизни; — активизировать работу контрольно-надзорных органов по профилактике и соблюдению законодательства, регулирующего сферу оборота алкогольной продукции; — усилить работу правоохранительных органов по пресечению и выявлению данных правонарушений;

— ужесточить ответственность за распитие алкогольных напитков в общественных местах и ответственность за мелкое хулиганство, ведь на сегодняшний день хулиганство наказывается штрафом от 500 до 1 000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток. Это не является существенным и оказывающим сдерживающий эффект.

Фото: ulpressa.ru