Корреспондент ulbusiness.ru побывал на заводе компании Martur, где скоро начнут производить автокресла для альянса Renault Nissan и тольяттинского АвтоВАЗа. И не очень впечатлился.
Цех завода спрятался в глубине мрачноватой промзоны на улице Герасимова, 10м, где раньше вся территория принадлежала огромному УЗТС, от которого осталось ныне только ООО «Симбирский станкостроительный завод». Последний, кстати, еле жив. Зимой 2015 года прошла информация, что на заводе начато банкротство из-за невозможности отдать ранее взятые кредиты (64 миллиона рублей), у предприятия большие долги, ждали увольнения рабочих — 170 человек. Нужны инвестиции в 180 миллионов рублей, чтобы спасти завод… Турецкая компания Martur Group в совсем ином экономическом положении, поэтому в декабре 2014 года, посмотрев сначала Самару, подписала с нашей областью инвестиционное соглашение на 6 миллионов евро, чтобы открыть тут производство автокресел. Для этого в Ульяновск приезжал генеральный директор компании Martur Group Омер Алтан. Турки хотели зайти на площадку green field, думали о Заволжье, но из-за сжатых клиентами сроков проекта остановились на brown field – земле, которая ранее использовалась для промышленных целей. Подвернулись бывшие территории УЗТС. Оформлена аренда на 5 лет с правом пролонгации. Фирму в регион привела Корпорация развития Ульяновской области, начав знакомство и первые переговоры на одной из деловых встреч в 2013 году.
Что там внутри?
Пока ульяновский цех Martur выглядит не очень впечатляюще, например, по сравнению с цехами Hempel или DMG Mori в индустриальной зоне «Заволжье». Побелили и покрасили, что смогли, сделали маркировку на полу под станки и столы. Повесили вывеску с логотипом компании. Фотографии с заводов в Турции показывают, что там всё иначе…
Судя по виду, оборудование для производства автокресел в Ульяновске явно не новое. Везде в помещениях видны следы советского прошлого и наследие 90-х: кирпичи, высоченные потолки, балки и даже остатки каких-то плакатов. Производство (150 человек персонала на 2015 год) разделено на шесть зон. Это небольшой офис, зона ППУ (пенополиуретан), где работают мужчины, зона пошива и сборки, где трудятся женщины, зона металлообработки, склад и лаборатория. Есть отдельно стоящий симпатичный домик для директора ульяновского подразделения Martur Group Джихан Акырлы.
Автокресло, а в Ульяновске будут делать только их, состоит из металлической рамы, набивки из ППУ, тканевой обивки. Для последней используется также экокожа — материал, получаемый синтетическим путём нанесения микропористой плёнки из полиуретана на тканевую основу. Остается потом всё это только собрать. По словам некоторых сотрудниц завода, сейчас они вовсю заканчивают обучение пошиву кресел. Частично подтвердил их слова директор ульяновского подразделения Martur Group Джихан Акырлы.
— Мы ищем людей с опытом на производстве автомобилей. Готовы обучать и с нуля, здесь в Ульяновске или во время долгосрочной командировки на заводы в Турции и в Румынии. В зависимости от рыночной ситуации и заказов от альянса Renault Nissan и тольяттинского АвтоВАЗа число сотрудников может быть доведено до 300.
Сейчас завод занимается выпуском пресерии автокресел, отправляя их на автозаводы и ожидая ответной реакции по качеству, замечания и требования. Только в декабре 2015 года начнутся первые «настоящие» поставки для альянса Renault Nissan и на АвтоВАЗ. Ожидаемый их объем — до 300 тысяч комплектов автокресел, но он будет зависеть от пока нестабильной коньюктуры авторынка в России. Автокресла из Ульяновска уйдут на три проекта — Lada XRay, Renault Duster и Renault Captur.
На данный момент из 6 миллионов евро инвестиций завод в Ульяновске освоил 4,5 миллиона. Инвестпроекту присвоен статус «Особо значимый». Налоговые отчисления в 2015 году — 6 миллионов рублей.
Что такое Martur Group?
Мы выяснили, что Martur Group входит в Üstünberk Holding, одну из ведущих компаний, поставляющей различные компоненты для салонов автомобилей уже более 20 лет. Клиенты — Renault, Toyota, Fiat, MAN, Ford, знаменитые luxury brands — Maserati и Lamborghini. Впрочем, клиентами ульяновского подразделения Martur Group пока будут только заводы Renault (Калуга) и «АвтоВАЗ» (Тольятти), несмотря на громкие заявления властей области о том, что у нас будут делать кресла для чуть-ли не для суперкаров Lamborghini.
Üstünberk Holding владеет 15-ю производственными предприятиями с 3300 сотрудниками. Холдинг занимается разработкой, проектированием и непосредственно производством всех внутренних деталей салонов различных авто, включая школьные автобусы. Производства — интерьерное, пластиковое, отделочное, обработка металлов, автотекстиль, есть спеццентр тестирования подушек безопасности. Страны — Турция, Румыния, Германия, Англия, Италия, Чехия, Франция, Алжир. Сбыт — Европа, Россия, Колумбия, Бразилия, ЮАР и Япония. Оборот компании в 2013 году, по данным западной прессы, составил 525 миллионов евро.
Андрей Белов
Завтра читайте на нашем сайте подробности о немецком станкостроительном предприятии Hermle, которое откроется рядом с фабрикой Mars в Заволжье.