Улбизнес » Екатерина Толчина: «Ульяновскому бизнесу необходимо расширять компетенции, а не обвинять всех в своих бедах»

Екатерина Толчина, бизнес-омбудсмен: «Ульяновскому бизнесу необходимо расширять компетенции, а не обвинять всех в своих бедах»

Это один из принципов работы нового уполномоченного по правам предпринимателей региона Екатерины Толчиной, о которых она рассказала корреспонденту ulbusiness.ru.

20 октября 2016 года депутаты Законодательного собрания Ульяновской области большинством голосов поддержали кандидатуру адвоката Екатерины Толчиной на пост уполномоченного по защите прав предпринимателей. С января 2014 года этот пост занимала Татьяна Скопцова, которая сложила свои обязанности по состоянию здоровья. По словам нового бизнес-омбудсмена, как такового принятия дел от Татьяны Скопцовой не было, потому как ранее она занималась делами в местной Общественной приёмной уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ Бориса Титова. Кабинеты в здании ЗСО на улице Радищева — рядом.

— Самая первая задача, за которую вы взялись после 20 октября?
— Сразу приступили к подготовке недели защиты прав предпринимателей в Димитровграде. Знакомились с бизнесменами, погрузились в их проблемы. Встреча с бизнесом была организована администрацией. Состоялся открытый разговор, часть вопросов благодаря вмешательству главы администрации Вячеслава Гнутова была решена.Я считаю, что конфронтация ни к чему хорошему не приводит, и лучше сначала попытаться договориться друг с другом в мирном ключе. Обращения местных бизнесменов касались налогов, проверок УМВД и многого другого.

— Что нужно сделать, чтобы наладить диалог бизнеса и власти, о котором вы упомянули после назначения?
— Необходимо, например, проводить совместные приёмы по различным системным проблемам бизнеса. Открыть двери государственных структур для бизнеса, чтобы наладить диалог. Приглашать прокуратуру, следственный комитет, УМВД, таможню, службу судебных приставов, чтобы те или иные проблемы и вопросы разрешались сразу на месте. Хотелось бы живого взаимодействия на государственном уровне властных структур и ульяновского бизнеса.


Сергей Морозов и Борис Титов

— Есть контакт с губернатором Сергеем Морозовым?
— Он сказал, что всегда готов к диалогу, открыт для встреч, новых идей. Мы сейчас готовим ряд письменных предложений для него и проекты изменений нормативных актов.

— Уполномоченного хоть и согласовывали в Москве, но утверждали в ЗСО, а выдвигал вашу кандидатуру губернатор. Как человек, поддержанный властями, будет бороться с ними же за права предпринимателей? Уполномоченный всё равно зависим?
— В законе прямо указано, что кандидатура уполномоченного должна обсуждаться бизнес-сообществом. И я бы сместила акцент не на согласование моей кандидатуры с властями, а на выдвижение меня бизнесменами, предпринимателями области. Это и ульяновское отделение «Опоры России», общественные объединения и ассоциации предпринимателей, ульяновская ТПП, и так далее.


Руслан Гайнетдинов, «Опора России»

— Зачем вам это?
— Я неравнодушный человек и хотела бы положительных изменений в нашем регионе. Мой адвокатский опыт по защите бизнеса и расширенные возможности уполномоченного способны изменить системные проблемы ульяновских предпринимателей.

— Каковы же они, эти главные системные проблемы?
— Меня интересует вопрос персональной ответственности чиновника. Меня возмущает, что некоторые лица, которые имеют отношение к муниципальной или государственной власти, не несут ответственности за свои незаконные решения. Пример. Незаконный отказ предпринимателю во внесении изменений в постановление госоргана. Бизнесмен потратил время, почти полгода, силы, деньги на оплату представителя в арбитражных судах, на госпошлину. Требования предпринимателя были обоснованы, решение суда вступило в законную силу, предприниматель взыскал судебные издержки с бюджета города. Что происходит с должностным лицом? Ничего. Нет последствий за нарушение прав предпринимателей для него. Прописанный алгоритм в распоряжении № 393 о персональной ответственности чиновника мне интересен с профессиональной точки зрения. Мои профессиональные амбиции ведут меня к необходимости того, чтобы это распоряжение заработало.

Пояснение от редакции. Распоряжение губернатора № 393-р «О некоторых мерах по повышению качества регуляторной среды для бизнеса на территории Ульяновской области» существует уже больше двух лет. В нём прописана не только система выявления нарушений прав предпринимателей, но и порядок наказания тех чиновников, которые допустили эти нарушения, их дисциплинарная и материальная ответственность. В частности говорится, что по результатам проверок государственных служащих можно применять к ним весь спектр дисциплинарных взысканий. А если с Ульяновской области, исполнительных органов и госучреждений взысканы денежные средства в возмещение вреда, причиненного предпринимателю, то можно предъявлять регрессные иски лицам, виновным в этом. Проще говоря, если деньги взыскали с бюджета, их потом могут взыскать с чиновника. Татьяна Скопцова, однако, жаловалась ulbusiness.ru, что, по сути, чиновники на местах на этот документ не обращают внимания.

— Вопрос заключается не только в том, чтобы использовать это распоряжение, — пояснила Екатерина Толчина. – А еще и в том , чтобы изменить сам подход, повысить уровень квалификации чиновников. У меня есть такой опыт. С 2010 года я активно занималась вопросами повышения квалификации адвокатского сообщества и проблемы везде одни и те же. Помимо поиска виновного, привлечения его к ответственности и чтобы он в порядке регресса почувствовал на себе последствия от принятого решения, нужно ещё заниматься и вопросами повышения квалификации чиновника. В 2015 году мы с Татьяной Скопцовой проанализировали административные дела на сайте Ульяновского арбитражного суда. Нашлось огромное количество решений в пользу предпринимателей, когда их штрафовали или привлекали к ответственности незаконно. Мы два раза собирали большие семинары для чиновников, показали им практику, разбили её на группы нарушений: тут, смотрите, не было состава правонарушения, тут не нашлось доказательств… Для них это важно, потому что им самим подобное никто никогда не объяснял.

— Вы хотите сказать, что нужна работа на упреждение, чтобы чиновники знали ещё до всяких судов и разбирательств с бизнесом, что в некоторых конкретных случаях они будут неправы, принимая то или иное решение?
— Да, показать им наглядно, что различные случаи уже имеют судебную оценку, что бизнесмен просто пойдёт в суд и выиграет его.

Продолжение беседы читайте 11 ноября.