Знакомьтесь! Дмитрий Шишков — коммерческий директор фирмы, которая под брендом «Дед Сенгилей» запустила на рынок Ульяновска полбу, практически забытый ныне вид пшеницы.
Для начала устроим читателям небольшой ликбез. Что такое полба? Полба или полбяная пшеница — это группа видов рода пшеница с плёнчатым зерном и с ломкими колосьями, была широко распространённой на заре цивилизации зерновой культурой в Египте, Средиземноморье. Издревле возделывалась в Поволжье, Удмуртии и на Кавказе. Очень неприхотлива, в отличие от современной пшеницы. Как рассказывает Дмитрий Шишков на своем сайте, «полба на генном уровне очень здоровая культура, устойчивая к радиации и загрязнению окружающей среды, поражению патогенами и вредителями, так как листья имеют густое кущение, а зёрна плотно укрыты несколькими слоями». Она содержит почти все питательные вещества, в которые необходимы организму человека и не только в оболочке зёрен, а равномерно во всём зерне. Повара по всему миру, помимо каши, супа или хлеба, делают из полбы кулинарные шедевры. Она стала настолько популярной, что даже получила название «черной икры злаков».
— Расскажите, с чего и когда всё началось? — Саму организацию, которая сейчас занялась полбой, открыл еще 15 лет назад мой отец
Андрей Шишков, индивидуальный предприниматель. В Шиловке Сенгилеевского района он купил мельницу, в самом Сенгилее — пекарню. Еще четыре года назад мы пробовали запустить продажи ржано-пшеничных макаронных изделий, но было еще мало окончательного понимания задач, да и продукт оказался крайне сложным по вкусовым качествам. А традиционных покупателей отпугивал почти черный или коричневый цвет макарон (смеется). Если говорить конкретно о новом проекте «Дед Сенгилей», мысль такая пришла мне на пятом курсе в УлГТУ, где я учился на маркетинге. Вылилось всё сначала в мой дипломный проект, где был разработан маркетинговый план продвижения продукции под маркой «Дед Сенгилей». После работы в рекламном агентстве и приобретения опыта в маркетинге я вдохновился полбой, изучил вопрос, качества продукта, его историю, способы выращивания, и много чего еще. От и до.
— И начали разработку продукта?
— Да. Идея пришлась по душе. На полках магазинов в Ульяновске и области полбы не было вообще. Даже поначалу в близких нам по духу магазинах «Зеленая улица» Валентина Глухова, кстати, у него отец из Шиловки. А вот в соседних регионах в магазинах здорового питания я её видел, и не раз. Надеюсь, она приобретёт популярность и у нас. Закупили крупу, высадили семена в Сенгилеевском районе. Часть оставили, часть — перемололи. Сделали три позиции — макароны, муку и саму крупу полбы. Сейчас я активно занимаюсь идеей расширения «полбяного» ассортимента.
— Во сколько обошелся старт проекта? Кроме полбы будет что-то еще?
— Вложили 1 миллион рублей. Пока хотим сделать фокус только на полбе, чтобы не распылять внимание и ресурсы, добиться успеха сначала именно с этим продуктом.
— Расскажите о своей команде? Как она сформировалась? Как вы подбирали ключевых сотрудников? Сколько их?
— Команда наша старая, проверенная еще на мельнице и пекарне, на фасовке продукции, водители работают давно с нами. Всего порядка 25 человек. А вот сажали, выращивали и убирали урожай полбы нам «по заказу», не мы сами.
— Почему «Дед Сенгилей»?
— Я сам разработал бренд, этикетки, сайт для продвижения и продаж. Копался в этимологии слова «Сенгилей» сначала, ничего такого особенного не нашел, но постепенно в голове стал складываться образ старца из этих мест, непьющего, мудрого, который заботится о живой здоровой еде согласно старым традициям… «Дед Сенгилей» звучит, вызывает доверие, отсылает к нашим корням, истории, к месту, о котором в области знают практически все ее жители и наши потенциальные покупатели. Есть мысли найти настоящего деда, седого такого, с окладистой бородой, сделать его лицом бренда (смеется).
— Расскажите о своем продукте, какую проблему он решает, и есть ли аналоги на рынке?
— Тут не обойтись без рассказа о свойствах полбы, потому что это влияет на ценообразование и на экономику нашей фирмы. Это прародитель современной пшеницы, как пишут ученые, первозданный продукт…
— Продукт от Бога, если вы верующий, или от природы и земли-матушки — если вы атеист?
— Совершенно верно (смеется)! Пшеница — это уже плод селекции наших предков. Она более требовательна к климату, уходу, и так далее. Полба проще, неприхотливей. Я даже натыкался на такую информацию, что в районе Чернобыля полба была практически не заражена, настолько это сильный злак из глубины веков, покрытый большим количеством слоёв, да простят меня ученые за такое упрощение. Но этот плюс обращается в нецелесообразность выращивания полбы в сельском хозяйстве, так как никто не позволит себе после отшелушивания получить только 40-50% от посаженного злака. Невыгодно. Однако в небольших объемах выращивать ее, считаю, нужно. О полезных свойствах полбы можно книжку толстенную написать.
На сайте компании Дмитрий рассказывает об этом подробнее. «При переходе на режим питания с преобладанием блюд из полбы стабилизируется вес. Содержащиеся в ней углеводы всасываются медленно и приступы голода не ощущаются. Полба будет полезна людям, страдающим от лишнего веса, ведь в её составе содержится витамин B6, содействующий нормальному, равномерному усвоению жиров, а также выводу избыточного холестерина из организма. Снижается уровень сахара и холестерина в крови. Полба почти не содержит клейковины, а значит, и вещества под названием глютен, которое присутствует в большинстве злаковых и нередко вызывает аллергические реакции. Полба тонизирует сердце и сосуды, благотворно действует и на эндокринную систему, и на пищеварение».
— Не боитесь, что полба «не пойдёт»? Изучали ли спрос на неё? Основные трудности, с которыми вам пришлось столкнуться при запуске проекта?
— Не боюсь, но риск всегда есть, это же бизнес. Спрос изучали с помощью фокус-групп в магазинах «Гулливер», где пошли нам навстречу. Трудности… Список на пару листов могу вам дать (смеется), хотите? Они решаемы. Одна из главных — устоявшийся годами «продуктовый» набор покупателей, которые не всегда готовы его менять, пробовать что-то новое, пусть и полезное, и приемлемое по цене. Я анализировал, кстати, стоимость полбы в интернет-магазинах здорового питания, там она дороже. Пачка полбы за сто с лишним рублей — это перебор. Основная работа у нас сейчас направлена на все большую и большую узнаваемость бренда и продукта. По нашим данным, знают о полбе и ее свойствах всего… пять процентов ульяновцев. Вывести полбу в соседние регионы, а мы этого хотим, тоже непросто. Особенно в Татарстан, где после ухода с поста президента Минтимер Шаймиев организовал целое движение за возрождение полбы. Молодец. Москва отличный регион для сбыта, миллионы покупателей. Кадры, а точнее, менталитет работников, тоже проблема для производителей Ульяновской области…
— Можно ли попасть в крупные сети? Это же целое приключение для малого бизнеса, и, чаще всего, печальное. — Попасть к ритейлерам можно, если поставить четкую цель, потратить ресурсы, силы, эмоции, время. Однако пока мы к ним не пойдем, сконцентрируемся на одной системе продаж в «Гулливерах» и в магазинах «Зеленая улица», плюс через сайт и дегустации полбы везде, где только можно. Как было, например, на форуме «Сделано у нас» в Ульяновске. Доставка у нас рассчитана на соседние регионы или интернет-магазины, здесь проще купить в магазине шаговой доступности.
— Существует ли сезонность в вашем бизнесе?
— Всё зависит от урожая. У нас запасы собранной с 10 гектаров крупы рассчитаны минимум на полгода. В сельском хозяйстве важно грамотное планирование, которое перекрывает все проблемы сезонности. В этом у нас есть опыт.
— Назовите основной канал продвижения «Деда Сенгилея»?
— Основной канал, как таковой, реклама, конечно же. А это огромные затраты. Помогут 200 тысяч рублей гранта от Корпорации по развитию предпринимательства области, я уже расписал маркетинговый план до копейки.
— На кого вы лично ориентируетесь в бизнесе?
— Может, прозвучит для предпринимателя странно, я внимательно наблюдаю, как работает телеведущий Владимир Познер. Профессионал своего дела высшей пробы.
Андрей Белов