Что хорошего и что плохого в чек-листах, на которые с 2018 года перейдут некоторые ведомства? Как это скажется на работе бизнесменов? Пояснения на эту тему нам дал глава Корпорации развития предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.
В Ульяновске начала работу рабочая группа по оценке фактического воздействия обязательных требований для бизнеса, так называемых чек-листов. В её состав вошли представители сферы предпринимательства, юристы и руководители органов власти. Координатором работы выступает уполномоченный по правам предпринимателей региона Екатерина Толчина.
С января 2018 года на чек-листы в своей деятельности переходят пять контрольно-надзорных ведомств, включая Роспотребнадзор и Трудовую инспекцию.Чек-лист – своеобразный список обязательных требований к определенной сфере бизнеса. Основная идея его внедрения – помочь более уверенно и спокойно пережить визит инспекторов. Карточка будет содержать не только контрольные вопросы, но и указывать, какие требования проверяются, что называется, «на глаз», а какие с помощью приборов, лабораторий и тд. Но, как всегда, есть проблемы. Имеющиеся чек-листы содержат огромное количество избыточных и устаревших требований, уверены предприниматели.
«Идея чек-листов очень правильная, — пояснил Руслан Гайнетдинов. — Это одна из реперных точек реформирования системы контрольно-надзорной деятельности, которая была затеяна в России, причем при активном участии Ульяновской области. Бизнес сверяется с чек-листом на предмет соответствия тому, что он делает, нормам закона. Например, чтобы не копаться в СНиПах, различных актах, правилах и требованиях органов КНД. Это удобно. Но! Чек-листы, которые федеральные органы придумали, получились громадными. Необходимо, уверен, провести ревизию требований, содержащихся в них. Необходимо упрощение. Давайте рассмотрим, к примеру, тему общепита. Мы изучили наши чек-листы и лучшие практики Казахстана. У них в одном из чек-листов 40 требований, а у нас — 220! Теперь конкретнее. Разные виды мяса должны обрабатываться на разных столах, и столов должно быть не менее четырех. Или вот ведение журналов специально прошнурованных с пронумерованными страницами, думаю, морально устаревшее требование, так как многие ведут учет в электронном виде, 21-й век на дворе. Органы КНД могли бы написать в отношении журналов слово «или», и тогда предприниматели бы вели их кто в бумажном, кто в электронном виде. Кому как удобно. Нет, пока требование только в бумажном виде… Возьмем требование под названием «Имеется ли холодильник для хранения суточных проб?». Логика понятна, упаси Бог, кто-то отравился в заведении общепита, по пробам можно найти концы, поставщика, виновных и прочее. Но с таким требованием под силу справиться только крупному комбинату питания, который, простите, тоннами еду готовит для школ, больниц и тд. А как быть тем, кто готовит блюда, что называется из под ножа, штучные блюда. Заказали в маленьком ресторане один стейк и что, нужно брать от него пробу и хранить её? Или, например, на кухне должно быть окно. Зачем? Для освещения нелогично, ламп с нужным количеством люмен на квадратный метр хватит. А если кафе в подвальном помещении, где нет окон, как часто бывает?»
«В своих обращениях в институт уполномоченного бизнесмены часто говорят о том, что они погрязли в огромном количестве правовой информации и требованиях к ведению бизнеса. Так, в качестве обратной связи, бизнес называет облегчением введение чек-листов. Но Роспотребнадзор разработал список из 220 пунктов требований для бизнеса. Трудовая инспекция из 110 пунктов. Нельзя не понимать, что большинство компаний этот тест не пройдут», — рассказала ульяновский бизнес-обудсмен Екатерина Толчина.
По словам Гайнетдинова, задача стоит убрать из чек-листов ненужные, нелогичные, избыточные и устаревшие требования. Эксперты должны будут разработать и внести предложения для реформирования существующей системы контрольно-надзорной деятельности и доработать чек-листы. Нужно сформировать предложения по данной теме и выйти на губернатора области, который в свою очередь может обратиться в федеральные органы власти, в тот же Роспотребнадзор.
Как заверяют в правительстве области, даже небольшое снижение административного бремени на бизнес становится существенным импульсом к развитию региональной экономики. К примеру, к нам поехал бизнес из соседних регионов. Упрощение регуляторики и льготные налоговые режимы в два раза за два года увеличили количество перерегистраций бизнесов, ранее стоявших на налоговом учете в других областях и республиках. По итогам 9 месяцев 2017 года (по сравнению с 9 месяцами 2016 года) общее количество проверок региональными органами контроля снизилось на 49%. В первую очередь за счёт уменьшения количества внеплановых проверок на 65%.
Постановлением правительства РФ от 13 февраля 2017 года №177 установлены общие требования к порядку разработки и утверждения органами государственного и муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые будут использоваться должностными лицами таких органов при проведении плановых проверок. Утверждённые формы проверочных листов будут публиковаться на официальных сайтах органов государственного или муниципального контроля. Цель использования при проведении плановых проверок проверочных листов и их публикация в интернете — повысить эффективность проверок и снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты.
Все надзорные мероприятия в отношении бизнеса должны быть переведены на «чек-листы» с 1 июля 2018 года. Помимо названных ведомств, участниками приоритетного проекта «Реформа контрольной и надзорной деятельности» на данный момент являются Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Росздравнадзор, Роструд, Ростехнадзор, МВД и Федеральная таможенная служба. На 12 ведомств-участников приходится более 90 процентов проверок.