Рынок строительства жилья в России в целом, и в Ульяновске в частности, весьма непрост. В основном, говорят и пишут о проблемах дольщиков или жильцов. Но возникают весьма неприятные ситуации, в которые попадают и застройщики.
Компании могут пострадать от действий не очень добросовестных юристов, которые пытаются завалить суды исками к строителям зачастую по надуманным поводам, да ещё умудряясь при этом вводить в заблуждение жильцов. Как рассказывают в компании «Новая Жизнь Недвижимость», которая является крупным застройщиком, находятся желающие «урвать у них копеечку». Появляются юристы, которые занимаются долевым строительством и предлагают ульяновцам, что называется, цепляться ко всему, что есть в сданных квартирах.
— Но в ходу сейчас новая фишка, — поясняет адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов города Москвы Ирина Курбатова. — Называется «слишком шумно в квартире». Граждане с подачи некоторых компаний, объявляющих себя экспертами, идут в суды по поводу устранения недостатков, пытаются заставить застройщика сделать звукоизоляцию и так далее. Одно судебное решение по иску к ООО специализированный застройщик «Новая Жизнь Недвижимость» уже есть, и не пользу компании, второе разбирательство идёт. Суды назначают судебную экспертизу, так как сами не обладают специальными познаниями, для чего, привлекают специалистов, которые должны подтвердить свою квалификацию. Вот тут и возникает большое «но».
В городе нет специализированных экспертных организаций, которые бы проводили экспертизы, связанные с акустикой в квартирах, как, впрочем, нет и квалифицированных спецов с соответствующим образованием. Однако «на сцене» появился-таки специалист, назову его так, который сейчас привлекается районными судами Ульяновска — это некий Александр Сметанов, он является сотрудником двух фирм (в одной -штатным, в другой- нештатным), оказывающих услуги по замеру шумов.
Фирмы эти используют одно и тоже оборудование, чтобы «бороться» с застройщиками. Одна может провести досудебную экспертизу, а потом с помощью этого же оборудования другая фирма сделает уже судебную. Нонсенс! Компании, как говорят юристы, даже не постеснялись принести в суд договор, согласно которому они «делят» рынокэкспертиз.
— Образование у Сметанова получено в УлГУ, специальность — «Эколог-природопользователь», — говорит юрист компании «Новая Жизнь Недвижимость» Надежда Хмелёва. — Это не даёт ему права проводить замеры шумов, в том числе определять уровень звукоизоляции строительных конструкций. Для проведения таких работ требуются соответствующее образование и документы, сертификаты. Он показывает клиентам и, что важнее, в наших судах один незначительный сертификат от рязанского АНО «Современный институт дополнительного профессионального образования».
Как выяснилось, господин Сметанов прошел курс обучения по программе «Измерение фактической изоляции воздушного и ударного шума» в 16 академчасов. Но в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», документом об образовании может быть только диплом или удостоверение по повышению квалификации. Институт выдал ему документ не об образовании, а об обучении, это был курс без аттестации. Сертификат не является документом, подтверждающим компетенцию Сметанова.
В судах Ульяновска юристы застройщика не раз поясняли, что экспертиза, проводимая господином Сметановым, не может являться надлежащим и допустимым доказательством по данной категории дел. Или, по-простому говоря, господин Сметанов — эксперт в кавычках. Однако суды отклоняют эти доводы! Удивительно, ведь Сметанов не специалист в данной области и, по сути, не имеет права проводить такие экспертизы.
— У нас есть прошедшая все стадии и экспертизы проектная документация, есть объект, — говорит Курбатова, — который прошел все этапы сдачи и ввода в эксплуатацию, есть документы, где сказано, что объект соответствует всем требованиям законодательства, в том числе СанПиН, технических регламентов и прочее, прочее. Сметанов же опровергает своими экспертизами все эти документы, включая заключения регионального строительного надзора и госэкспертизы Ульяновской области? И заключения по объекту от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека? И других структур, например, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное администрацией города?
И вот такие судебно-технические экспертизы от эколога по образованию ложатся в основу судебных решений и ставятся выше других доказательств и документов.
Беда в том, что это не только проблема компании «Новая Жизнь Недвижимость». С экспертизами господина Сметанова столкнулись компании «Запад» и «Инвестспецстрой». Начинается вал подобных исков. Наносится и ущерб репутации застройщика, так как потом юристы размещает информацию о таких исках и судах в сети Интернет, в социальных сетях. Но они не доводят полную информацию до потенциальных клиентов обо всех возможных последствиях, в том числе, уменьшении площади квартир в результате проведения работ по устранению недостатков, или необходимости возвратить застройщику строительные материалы, которые должны быть заменены по решению суда.
По словам специалистов, проблема начинает приобретать массовый характер и может коснуться не только компаний «Новая Жизнь Недвижимость», «Запад», «Инвестспецстрой», но и других ульяновских застройщиков.