Глава региона снова озвучил идею ЦУР на аппаратном совещании. Смотрим, как это работает в Подмосковье, и как планируют в Ульяновске.
Центр управления регионом (ЦУР) работает в Доме правительства Московской области, он обеспечивает решение задач по оперативному управлению регионом. ЦУР стал новым элементом системы распределенных ситуационных центров РФ, предназначенных для решения региональных вопросов. Продукт на основе IT-технологий был разработан компанией «МегаФон». Интересный факт: предложенное «МегаФоном» решение объединяет в единую сеть все мобильные устройства, которыми пользуется глава региона. Центр управления позволяет фактически организовать работу «с колес» в любых условиях. Так, на мобильное устройство губернатора можно будет загрузить аналитическую карту субъекта, ключевые индикаторы, список поручений, а также документы и новости. Доступ к этим данным будет осуществляться из любой точки мира.
Концепция самого ЦУРа заключена в трех этапах: «Все знаем — быстро решаем — не допускаем».
Первый пункт предполагает создание тепловой карты проблем, выявление точек напряженности и отображение динамики в муниципальном и отраслевом в разрезе. Второй элемент включает оперативное доведение проблемы до конкретного исполнителя, присвоение сроков выполнения задачи и контроль качества решения. Третий этап подразумевает предотвращение аналогичных проблем в будущем.
С помощью уникальных информационных систем в круглосуточном режиме производятся сбор и анализ данных во всех сферах жизнедеятельности Подмосковья. Сотрудники штаба получают данные от портала «Добродел», системы «Инцидент», горячих линий, от ведомств, муниципалитетов, отраслевых систем.
Центр управления регионом создали в Подмосковье в соответствии с указом Президента России Владимира Путина в конце 2018 года. В ЦУРе собраны 120 специалистов из 30 ведомств (все они сидят в едином офисе), которые оперативно отвечают на обращения жителей Подмосковья. Вся поступающая информация распределяется на 11 профильных блоков – здравоохранение, образование, соцзащита, транспорт и дороги, экология, ЖКХ, строительство, нацпроекты и торги, безопасность, госуслуги, СМИ и соцсети. Это открывает возможность около 70% проблем решать в оперативном режиме, без недельных проволочек и бюрократии, говорят в пресс-службе администрации Московской области.
Что ещё «делает» тамошний ЦУР?
Например, среди достижений ЦУР с марта 2019 года: количество пациентов, которые не могли попасть к педиатру, сократилось с 777 до 91, к терапевту – с 327 до 78 человек, к узкому специалисту – с 11,5 тысячи до 4,2 тысячи пациентов.
Центр управления регионом (ЦУР) позволяет снижать количество жалоб и обращений жителей Подмосковья, сообщал весной губернатор Московской области Андрей Воробьев.
В блоке «Строительство» ЦУРа представлена система скоринга, с помощью которой контролируется строительство всех многоквартирных домов в Московской области. По каждому из них разработана «дорожная карта», всю актуальную информацию жители могут получить на портале проблемных объектов. Совместный проект правительства Московской области и ЦИАН позволяет предупредить дольщиков на этапе выбора жилья об опасных и ненадежных застройщиках.
Также, например, Госжилинспекция контролирует исполнение заявок жителей в Центре управления регионом. Управляющая компания должна принять заявку в течение 24 часов, и затем провести необходимые работы в сроки, установленные в специальном классификаторе. В зависимости от вида нарушения срок составляет от нескольких часов до 30 суток.
В приоритетном порядке устраняются те дефекты асфальтного покрытия во дворах городов области, по которым поступают обращения от жителей – в Центр управления регионом, на портал «Добродел» и по другим каналам. С запуском ЦУРа в регионе значительно увеличилась скорость реагирования на жалобы граждан.
Центр управления регионом начал контролировать вывоз мусора по всему Подмосковью. Теперь вся информация о вывозе мусора аккумулируется в Центре управления регионом (ЦУР), специалисты ежедневно следят за соблюдением графика на каждой контейнерной площадке Подмосковья. Сотрудники региональных операторов постоянно находятся на связи с ЦУР.
Цифровые технологии, которые контролирует ЦУР, помогли, например, разгрузить диспетчеров службы скорой помощи. При вызове скорой через мобильное приложение можно следить, как машина подъезжает на вызов. Если житель региона вызвал неотложку с мобильного телефона, он получит СМС с информацией о том, когда машина приедет. Также текстовое сообщение на мобильный телефон приходит по факту прибытия бригады скорой помощи.
У Центра управления регионом есть еще одна важная функция — мониторинг выполнения национальных проектов в Московской области. Эта работа ведется в специальной информационной системе — части «цифрового» поля, в котором общаются органы власти Московской области. Она интегрирована с региональным бюджетом, информационной системой закупок и порталом исполнения контрактов.
Мало того, свои ЦУРы создаются в муниципалитетах Московской области. Уже работают Центры в Королеве, Реутове, Щелково, Дубне и тд. Причем все муниципальные центры управления регионом (ЦУР) должны начать работу на территории Подмосковья до конца текущего года, заявил в октябре губернатор Московской области Андрей Воробьев.
На эти цели потрачено и потратят ещё сотни миллионов рублей, так как, например, только поставка оборудования для организации муниципального Центра управления регионом в одной Балашихе стоит больше 12 миллионов рублей, не считая затрат на приспособление и ремонт помещений, мебель, компьютеры, телефоны, обслуживание, техподдержку, сервис и прочее.
Власти Московской области сообщали, что могли бы делиться с другими субъектами РФ техническими наработками создания ЦУР, в том числе на безвозмездной основе, а также опытом создания и поддержания проекта «Добродел».
Как хотят в Ульяновске? Так же, как и в Подмосковье
В сентябре 2019 года власти Ульяновской области сообщили, что обращения, поступившие через социальные сети, цифровые платформы, в региональные ведомства, на горячие линии, в администрации муниципалитетов, будут попадать в Центр управления регионом. Все вопросы будут разделены на две категории. В первую группу попадут оперативные вопросы (например, ремонт дороги, выдача необходимых лекарств), во вторую — ресурсоемкие (строительство газопровода, детского сада).
Планируется, что новая система позволит значительно сократить срок предоставления информации при запросах, а также путь от поступления жалобы до решения вопроса. При этом целью работы Центра станет не только решение поступающих проблем, но и устранение их причин.
«Сегодня требования людей к власти поменялись, жители хотят активно взаимодействовать, участвовать в различных процессах, принимать решения по благоустройству своих городов и сел, осуществлять контроль за выполнением ремонтных работ, вносить различные предложения по улучшению условий жизнедеятельности – от сокращения очередей в поликлиниках до уборки мусора, принимать участие в реализации данных предложений. Это требует переформатирования работы органов власти, большое значение здесь приобретает скорость реагирования на обращения жителей, качество реагирования. В идеале вопрос должен решаться быстро и так, чтобы не возникло повторных обращений по данной теме. Это и есть эффективная реакция органов власти», — поясняла тогда заместитель председателя правительства Ульяновской области Светлана Колесова.
Также она подчеркнула, что обязательным условием для эффективной работы Центра управления регионом является наличие действующей цифровой платформы для обращений граждан. В настоящее время в Ульяновской области продолжается работа по подготовке к запуску соответствующей площадки.
Сегодня, 5 ноября, как сообщили в пресс-службе правительства региона, губернатор Сергей Морозов заслушивал ход реализации проекта по созданию Центра управления регионом (ЦУР) и концепцию «Бережливое управление». Главная задача ЦУР — оперативная реакция власти на запросы людей, решение проблем граждан. Цифровая платформа «Решаем вместе», будет принимать обращения населения в режиме реального времени. Проект с названием «Решаем вместе» уже есть, например, в Ярославской области. Вот он.
Фото: ulgov.ru, ulpressa.ru