
Топ-5 самых распространенных ошибок начинающих бизнесменов
Какие ошибки допускают начинающие бизнесмены?
ТОП-5 ошибок:
1. Предприниматели не подписывают договоры при покупке или продаже товаров или услуг. В начале все очень заняты организацией бизнеса и зациклены на продажах и клиентах, но наступает момент, когда предпринимателя кто хочет обмануть. А так как все делается «под честное слово», то непорядочным партнерам не составит никакой проблемы это провести.
2. Отказ от регистрации собственного бренда или торговой марки. Здесь все бывает довольно банально: предприниматель развивает бизнес, а через некоторое время решает зарегистрировать торговую марку и узнает, что ее уже зарегистрировали. Или бывает по-другому: к предпринимателю приходит исковое заявление о незаконном использовании торговой марки, которая на самом деле зарегистрирована другим бизнесменом. В результате предприниматель, вложивший собственные средства в бренд, должен переименовывать свой бизнес.
3. Отсутствие публичных оферт (касается интернет-магазинов). Наличие публичной оферты на сайте интернет-магазина означает, что продажа товара и покупка его покупателем происходит по правилам магазина, а потому в конфликтных ситуациях сторонам гораздо легче найти компромисс, так как клиент перед покупкой товара должен ознакомиться с офертой. Однако этим простым решением многие пренебрегают в начале, и только после признания, что бизнес работает неэффективно из-за споров с клиентами, приходит к решению о внедрении оферты.
4. Отсутствие налоговой оптимизации. Часто новый бизнес создается так: человек, который начинает бизнес узнает информацию о регистрации бизнеса в интернете и приходит к юристу с конкретной задачей создать ООО или ЧП. Юрист, в свою очередь, просто выполняет задачу. Однако, как показывает моя практика — это ошибочный порядок действий с самого начала. Кто бы что ни говорил, но каждый бизнес нужно рассматривать индивидуально, нет какого-то стандартного правила для всех.
Закон стандартный для всех, но бизнес — это конструктор и его важно составить правильно. В частности, я советую изначально посчитать расходы на налоги при различных моделях работы. Таким образом, некоторые бизнесы могут экономить на налогах до 30% прибыли ежемесячно.
5. Отсутствие первичных документов. По закону каждая сделка по покупке или продаже товара или услуг должна быть оформлена документально, то есть предприниматель должен оформить счет-фактуру, акт приема-передачи товара или услуг или расходную накладную. Эти документы нужны для того, чтобы подтвердить покупку или продажу товара, если об этом спросит налоговая. Но на практике первичные документы оформляются с ошибками, оформляются частично, или оформляются, но со временем теряются оригиналы. Поэтому за составлением первичных документов нужно внимательно следить, так как в противном случае налоговая может оштрафовать предпринимателя.
Как вы считаете, что приводит к таким ошибкам?
Экономия денег. У нас в стране люди, которые начинают бизнес, еще не до конца осознают, какие функции выполняет юрист и какие преимущества имеет бизнес от его наличия. Предприниматели не всегда готовы платить рыночную цену и часто ищут тех, кто предложит ее ниже рыночной, а таких коллег более чем достаточно. Также есть и такие предприниматели, которые вообще не готовы платить за то, к чему невозможно прикоснуться, в частности интеллектуальную работу с документами или законодательству. Однако понимание функции и преимуществ юриста приходит с опытом и особенно с последствиями ошибок в бизнесе и убытков.
Ошибки для начинающих — это правило или исключение из правил?
Все зависит от подхода предпринимателя к бизнесу. Есть предприниматели, которые сами себе и юристы, и бухгалтеры, а есть те, которые занимаются своим делом, а юридические бухгалтерские вопросы доверяют специалистам в этой сфере. Еще есть категория предпринимателей, которые нанимают бухгалтера и перекладывают на него функцию юриста.
Исходя из этого, можно сказать, что ошибки чаще будет совершать предприниматель, который все вопросы закрывает сам, и здесь, кстати, причина не в отсутствии компетенции конкретного предпринимателя, он наоборот может и очень хорошо разбираться в юридических и бухгалтерских вопросах. Рано или поздно из-за множества действий, которые он выполняет, начнет что-то упускать, и это приведет к последствиям. Например, самые распространенные последствия в таких ситуациях — это штрафы госорганов, или неуплата за товар, где перспектив взыскать долг нет даже в суде.
Меньше ошибок делает тот предприниматель, который привлек к работе над документами хотя бы бухгалтера. Вероятность ошибок сводится к нулю, если у предпринимателя есть и бухгалтер, и юрист. При этом, хотя бы на аутсорсинге, такой, с которым можно оперативно проконсультироваться в нужный момент.
Что бы вы посоветовали людям, которые начинают свой путь бизнесмена?
Советую проконсультироваться с юристами. Первые решения очень важны для бизнеса и также они значительно влиять на его будущее, в частности на прибыль.
По поводу операционных вопросов, то советовал бы учесть те моменты, о которых я упоминал в типичных ошибках.