Мониторинг за 2017 год подготовлен коллективом экспертов Института экономической политики имени Гайдара, Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России.
Согласно данным мониторинга, ситуация на региональных рынках труда в 2017 году немного улучшилась.
Доля занятых неполное рабочее время сократилась в III квартале до 2,6% по сравнению с 3,1% в конце 2016 года. Количество регионов с повышенной неполной занятостью уменьшилось, но эта проблема длительное время сохраняется в Республике Крым (6,2%), городе Севастополь (4,8%), Ульяновской области (5%), Пермском крае, Кировской, Нижегородской и Томской областях, Санкт-Петербурге (более 4%).
Для справки. Неполный рабочий день — форма занятости, при которой длительность рабочего времени работника меньше, чем установлено работодателем. Обычно к таким работникам причисляют тех, кто работает менее 5-15 часов в неделю.
А вот мнение властей по поводу занятости населения региона. «Уже несколько месяцев в регионе сохраняется один из самых низких показателей по уровню безработицы – 0,44%. Сейчас мы вторые в ПФО, следуя за Нижегородской областью. В целом по области насчитывается более восьми тысяч свободных вакансий. Их число в три раза превышает численность зарегистрированных безработных граждан, и мы занимаем первое место в ПФО по этому показателю», — пояснил руководитель Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области Денис Герасимов.
Есть в документе и данные по госдолгу регионов. В структуре долга 43% составляют сверхдешевые бюджетные кредиты, доля дорогих кредитов банков сократилась до 32%. Однако в Костромской, Орловской, Астраханской, Псковской, Ивановской, Ульяновской областях, Республике Кабардино-Балкария основная часть долга – кредиты банков. На его обслуживание расходуется значительная часть бюджета: в Хакасии – 9%, в других регионах с высокой долговой нагрузкой – от 4 до 6%, это серьезная ноша. Минфин планирует резко сократить объем бюджетных кредитов в 2018 году и свести их к минимуму в 2019–2020 гг. Чтобы получить пролонгацию возврата ранее полученных кредитов на 5–7 лет, регионы должны сводить бюджет без дефицита, наращивать доходы темпами выше инфляции и сокращать неэффективные расходы. Как показывает динамика доходов и расходов бюджетов в 2017 г., сильно закредитованные регионы вряд ли смогут это сделать. И тогда федеральные власти окажутся перед выбором – помогать в критической ситуации или наказывать. И с большой вероятностью задача поддержания политической стабильности останется главным приоритетом: долги простят, трансфертов добавят. В России пока еще не уволили ни одного губернатора за неадекватную бюджетную политику и плохие экономические показатели.