Улбизнес » Мэрия и инвестор заменят трамваи в Ульяновске на систему легкого рельсового транспорта?

Как стало известно нашему порталу инвестором проекта может выступить компания, входящая в структуру ОАО РЖД, а инвестиции составят от трех до пяти миллиардов рублей.

На заседании комиссии по государственно-частному партнерству в Ульяновской области с участием первого зампредседателя правительства Александра Смекалина был поднят вопрос о развитии в городе легкого рельсового транспорта (ЛРТ) по механизму концессии.

Поясним, что легкорельсовый транспорт — это городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги габаритами, грузоподъёмностью и скоростью сообщения. Это не совсем тот трамвай, к которому мы привыкли, что ползет и громыхает, зачастую в общем потоке. Строится ЛРТ на базе существуюшей системы — подстанций, баз, депо, специалистов, а пути обосабливаются от автотранспортного потока, включая места пересечений с ним, чтобы трамвай быстрее их проходил. Если еще проще, создаются участки, на которые автомобиль физически не может въехать. Самый близкий географический пример для Ульяновска — Казанский скоростной трамвай. Система там сооружена по большей части на базе реконструированных обычных трамвайных линий столицы Татарстана. Фишка — один из самых длинных в России трамвайных маршрутов № 5 (на фото), идет на приподнятом обособленном полотне по центру улиц, на большинстве остановок построены крытые платформы с выходами из подземных или надземных пешеходных переходов. Ваш покорный слуга месяц прожил в Казани и каждый день пользовался маршрутом № 5 — отличная вещь! Едешь без пробок, быстро, в новых кондиционированных вагонах с мягкими креслами и ЖК-экранами. Но, вернемся к инвестициям.

Как рассказал партнер группы Stas Marketing Андрей Шестопалов, инвестиции в проект ЛРТ могут составить от 3 до 5 миллиардов рублей со сроком концессионного соглашения до 20 лет с условием пролонгации. Stas Marketing — консалтинговая компания из Москвы, вела и ведет сейчас предварительную работу по поиску и привлечению инвестора на проект ЛРТ. Работу с мэрией Ульяновска начали в мае 2014 года, что подтвердила глава города Марина Беспалова. Курирует проект Андрей Климовский, начальник управления по экономике, стратегическому планированию и инвестициям мэрии. Были встречи в Москве, Ульяновск в целом одобряет этот проект. Беспалова сказала, что «если все будет нормально, в конце лета 2015 года город может выйти на подписание контракта с инвестором».

По словам Шестопалова, компанией Stas Marketing такой инвестор найден, это российская фирма, производящая трамваи. По имеющейся информации это компания, входящая в структуру ОАО РЖД. Возможно, «ТрамРус» — завод по производству трамваев на мощностях Октябрьского электровагоноремонтного завода в Санкт-Петербурге. Дело в том, что РЖД владеет 25% + 1 акция в компании, владеющей ООО «ТрамРус».

— Мы находимся на этапе исследования экономической целесообразности проекта ЛРТ в Ульяновске, — заявил Шестопалов. — Это первый проект ЛРТ для нас, если пойдет, тогда компания-инвестор будет масштабировать свою деятельность в этом плане и приезжать в Ульяновск за опытом. Stas Marketing имеет с этим инвестором контракт, исследовательская часть работы по Ульяновску уже им оплачена. Это фактически первая инвестиция в проект, но пока у города не готов перечень имущества, которое Ульяновск готов передать инвестору для работы по сооружению в городе системы ЛРТ. Например, неясен вопрос с самими линиями трамваев, чьи они, в каких пределах, и так далее, есть и законодательные сложности.

Шестопалов пояснил еще, что суть концессии не просто в покупке городом трамваев, бюджет Ульяновска такую сумму не потянет, а в том, что концессионер берет на себя риски, связанные с подвижным составом, строительством, если нужно, новых путей, реконструкцией старых и так далее. Инвестор может сразу вложить немалые деньги. А затем развивать систему ЛРТ и эксплуатировать её.

На вопрос, как Stas Marketing оценивает перспективу сотрудничества Ульяновска и инвестора, Шестопалов ответил так: «Больше, чем на 50 процентов, главное — найти баланс в отношениях города и компании».

По словам экспертов Stas Marketing, за последние 30 лет современный трамвай появился в 105 городах мира в Европе, Северной Америке, Северной Африке, Турции и так далее, то есть в странах с разной экономикой и политическими позициями. Это эффективная проверенная временем система. ЛРТ в пять-десять раз дешевле метро. В консалтинговой компании считают, что ЛРТ — хорошая возможность сделать «рельсовый каркас» Ульяновска. Доходы предприятия, которое будет владеть ЛРТ в Ульяновске вырастут за счет того, что большая часть пассажиров начнет ориентироваться на трамвай. Это и толчок к экономическому развитию города: пассажирам будет удобно добираться до работы, не используя личный транспорт, а предприятиям станут выгодны квалифицированные работники со всего города, а не только из близлежащих домов. Эксперты говорят, что автомобиль перевозит тысячу пассажиров в час, автобусы — 4 тысячи, а травмваи — до 12-15 тысяч пассажиров в час.

В Stas Marketing рассказали, что 61 город в России эксплуатирует трамваи. За последние годы в городах страны «урезали» 20% трамвайных путей. Причины: маршрутные такси, износ инфраструктуры и переход на личный транспорт. Рязань, Архангельск, Ногинск, Воронеж, Иваново полностью «избавились» от трамваев. В Воронеже теперь транспортный коллапс, иногда похожий на московский, из-за огромного количества маршруток и больших автобусов. В Ульяновске по данным Stas Marketing пассажирский «трамвайный» поток сократился на 30% и ЛРТ призвана развернуть ситуацию в положительную сторону.

Андрей Белов

Наша справка:
Компания Stas Marketing в 2010 году разработала бренд Ульяновской области, создав прецедент системного подхода к региональному брендингу в России. Правительство региона тогда поставило задачу найти уникальное лицо области, которое отражало бы происходящие изменения и его будущее, более не связанное с именем Ленина. На основе комплексного исследования была разработана основная идея бренда Ульяновской области – «Регион, готовый к взлету»

Группа Stas Marketing – российская консалтинговая компания, оказывающая услуги в области стратегического планирования, маркетинга, бренд-менеджмента и корпоративных финансов, основанная в 1999 году Андреем Стасем и его партнерами. Есть офисы в Москве и Лондоне.

Андрей Шестопалов — партнер группы Stas Marketing. Возглавляет практику «Государственный консалтинг». Родился в Тюмени. Окончил Тюменский индустриальный институт. В бизнесе с начала 1990-х годов.