CEO знаменитого ульяновского digital-агентства MST Николай Фетюхин рассказал корреспонденту ulbusiness.ru о своём распорядке дня, делегировании полномочий, рабочих чатах в Skype и опыте работы с западными партнёрами.
Беседу с Николаем Фетюхиным мы начали с традиционного вопроса о начале рабочего дня. По словам CEO агентства MST, если он в Ульяновске, то старается начать работу в девять утра или чуть раньше в собственном офисе.
— Мой отец с детства научил меня вставать рано. Сам он каждое утро поднимается в 4 утра и в свои 62 года бодрее многих молодых. Если с утра не запланированы встречи, переговоры, то в офис я подъезжаю к восьми.
Николай здоровается по возможности с каждым из почти 70 сотрудников, перекидывается парой фраз, задает вопросы о текущей деятельности, что помогает настроиться на день. Не со всеми получается пообщаться с утра, так как часть подразделений MST работает по Agile, это практика организации труда небольших групп, где сотрудники сами составляют свой график работы. С ними он встречается в течение дня. Личное общение с сотрудниками помогает Николаю самому оценивать атмосферу в компании.
— Правда, сейчас это случается нечасто, потому что больше половины времени я провожу вне Ульяновска. Есть офис в Москве, недавно открыли новый офис в Сингапуре. Если я в столице, то чаще всего день там начинается с рабочей встречи или переговоров. Если нет, общаюсь с ребятами так же, как и в Ульяновске. А вот в Сингапуре рабочий день у меня длится почти 18 часов. С утра решаю рабочие вопросы по местным задачам. После обеда, когда в России начинается рабочий день, и до вечера решаю вопросы с российскими партнерами.
— Утреннее общение с сотрудниками включает разнос за что-то?
— Ни в коем случае! Исключительно позитив. Я вообще не люблю ругаться с сотрудниками, хотя могу над ними подшутить. Я ценю наши кадры, уверен, что у нас собраны только профи. Как в Большом театре — к каждому индивидуальный подход.
— Как и во сколько заканчиваете трудовой день?
— Трудно говорить, во сколько у бизнесмена начинается или заканчивается его рабочий день. Строгого графика нет. Для меня моя компания, мой бизнес — это и есть основная часть жизни. Любимое хобби, которое еще и приносит деньги. Когда я катаюсь на горных лыжах и размышляю о новом проекте, или в выходные переписываюсь с командой о новых фичах в нашем продукте, или же встречаюсь с клиентом где-то в баре и до 12 ночи мы обсуждаем, как ему повысить эффективность его присутствия в интерактивной среде. Что это? Работа? Для меня нет границ между делами и повседневной жизнью.
— И в отпуске не «выключаетесь»?
— Одна из черт моего характера — нежелание надолго отключаться от работы. Почему? Мне не требуется длительный отпуск, я могу три дня провести на море и мне уже скучно, я снова заряжен. Отпуск обычно провожу в Новый год и на майские праздники, когда не работает практически вся Россия.
— Ведете ли вы список дел в ежедневнике или делаете это в он-лайне?
— Я пробовал пользоваться различными инструментами, использовал методики тайм-менеджмента, ходил на семинары, устанавливал программы для ведения дел, организовывал мероприятия и встречи в Outlook. Потом понял, что нужно просто делать так, как тебе удобно. Сейчас пользуюсь Google Calendar и простым бумажным ежедневником. Вечером я его достаю и вычеркиваю то, что сделано. Кстати, на ноутбуке и смартфоне у меня есть квартальный и годовой планы. Иногда с утра бывает очень полезно посмотреть «сбоку» на весь будущий год работы компании, чтобы точнее оценить, что сейчас нужно сделать.
— Чатами пользуетесь?
— В MST мы очень любим Skype, у нас там очень много корпоративных чатов. Иногда мы общаемся в чатах Facebook, например, с пиарщиками я переписываюсь именно там. Ну, и традиционная переписка по электронной почте, конечно.
— Как вы относитесь к модному мнению о том, что Skype не моден?
— Впервые слышу, что Skype не моден. В первую очередь, это удобный и универсальный рабочий инструмент. С помощью него мы общаемся с нашими клиентами и партнерами, которые разбросаны по всему миру. Многие наши сотрудники разбираются в Skype на уровне технических работников, а не обычных пользователей.
— Ставите ли вы какие-то цели каждый день или, например, раз в неделю?
— Да, конечно. У меня есть список дел и на день, и на неделю. Однако с годами я понял, что если делегирую 80% текущих дел, а 20%, в которых есть стратегические составляющие, выполню сам, то, можно сказать неделя или день прошли успешно. Например, сейчас порядка 15% наших заказов от западных компаний. Основная цель — расширить работу агентства в этом направлении, привлечь больше клиентов из Европы, США и Азии. И если я был на встрече, которая приводит к контракту с западной компанией, это лучше, чем пара-тройка текущих дел, таких как собеседование, совещание или утверждение графика отпусков.
— Строгий ли вы руководитель?
— Скорее мягкий, демократичный и, главное, справедливый.
— Если возникают конфликты внутри MST, как их разрешаете?
— Мы очень много времени тратим на формирование нашей команды. Например, когда искали аккаунт-менеджера, провели 52 собеседования. PR-менеджера искали два года, зато потом нашли сразу двух отличных сотрудников. Хороший отбор персонала — меньше проблем в будущем. У нас в MST не конфликты, скорее, острые дискуссии, например, между руководителями служб. Невозможно спланировать идеальную работу без споров и вопросов. Так вот, сотрудники в таких случаях идут ко мне. Я говорю: «Вам два часа для решения вопроса и разделения ответственности. Не решите вы, решу я, но так, как вам может и не понравиться».
— Наш любимый вопрос о делегировании полномочий…
— Это обязательно нужно делать и по максимуму. Делегирование — один из главных признаков работы хорошего менеджера, руководитель должен заниматься стратегическими вопросами, а не зацикливаться на мелочах. Но нужно уметь и учиться правильно это делать, а потом ещё и правильно проверить конечный результат. О таком подходе здорово написал Элияху Голдратт в своей книге «Цель. Процесс непрерывного совершенствования», советую прочесть. Были случаи, когда я отключал телефон, потом возвращался на работу, а там… рекордный оборот MST за много лет! Сотрудники все делали сами, решали все вопросы. Это круто.
— У MST есть иностранные клиенты. Какой опыт вы переняли у западных и азиатских компаний?
— Наверное, тут лучше говорить именно о западных компаниях, потому что даже фирмы из Сингапура или Южной Кореи работают по «лекалам» европейского и американского бизнеса. Культура ведения бизнеса там более развита, чем у нас в силу известных исторических причин. Западные бизнесмены и сотрудники их компаний работают больше, чем в России. Из-за того, что на Западе высочайшая конкуренция, ты практически в 100% случаев будешь общаться с профессионалами своего дела, у нас не всегда это так. Если там говорят: будет сделано завтра, то всё будет сделано именно завтра. Западные бизнесмены очень конкретные, быстрые и прагматичные. Они считают, что и заказчик, и подрядчик находятся на равных позициях, это партнёры. Они стараются с тобой подружиться, понять твою точку зрения, несмотря на то, что платят тебе деньги за работу. Почему? Ответ простой. Чем выше лояльность подрядчика по отношению к своему клиенту, тем лучше будет сделана работа. Мы в MST стараемся придерживаться такого же подхода.
— Как говорится, за державу обидно… Но наши IT-шники — лучшие в мире?
— В российской IT-сфере очень высокая культура производства. От СССР осталось наследие в виде очень хорошей математической школы, а математика — основа всех IT-специальностей. Например, мой знакомый из Ульяновска работает сейчас в одной из сингапурских IT-компаний. Он говорит, что культура производства в Сингапуре хуже, чем в ульяновских фирмах, что наши айтишники намного сильнее. Также в России неплохая и отлаженная система управления проектами. В глобальном смысле мы сильны амбициями, мы не видим проблем там, где в них путается западный бизнес, мы быстро адаптируемся, быстро учимся.
— Интересный опыт и мысли. А можно вынести что-то полезное из бизнес-литературы, как нашей, так и «чужой»?
— Сейчас я крайне осторожно, не так, как раньше, отношусь к тому, чтобы после прочтения какой-то книги по бизнесу пробовать что-то на практике. Западная бизнес-литература в большинстве случаев не подходит к российским реалиям. Российские же авторы не всегда имеют отношение к бизнесу, многие из них — не практики. Самой нужной для меня оказалась книга «Тайм драйв: как успевать жить и работать» Глеба Архангельского. Легко читается, легко внедрятся на практике, до сих пор иногда её листаю в поисках полезного. Читаю философские и исторические книги, история — самый хороший учитель.
— Есть ли у вас какие-то кумиры в бизнесе?
— Кумиров не было никогда. Мне нравятся Стив Джобс, Илон Маск и Марк Цукерберг. Однако я думаю, что гораздо правильнее смотреть не куда-то далеко, а искать и замечать таланты в своей стране, в своём городе. Например, я перенимаю опыт у моего партнёра из Red Keds Виталия Быкова, руководителя компании Madrobots.ru Николая Белоусова, у известного всему Ульяновску Сергея Юркина из SimbirSoft. Умные и талантливые — рядом.
Наша справка:
MST существует 12 лет. Создала более 500 проектов для таких компаний как Panasonic, IKEA, Audi, «М.Видео», Raiffeisen, «Роснефть», British Petroleum, «Газпромнефть», Номос-Банк/«Открытие», «Серебряный дождь», Лайф, BNP Paribas, Incanto, Valentin Yudashkin, Madrobots, «Алые паруса», DMI/Дятьково, «Московский Индустриальный Банк» и др. В арсенале компании более 50 наград (Рейтинг Рунета, «Золотой сайт», Премия Рунета, «Новая реальность»), а в команде — более 70 высококлассных специалистов по ключевым экспертизам интерактивного маркетинга и разработки. MST является одним из учредителей международной конференции «Стачка».