Улбизнес » Счетная палата признала малоэффективными особые экономические зоны, включая ПОЭЗ «Ульяновск»

За 10 лет ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики, уверены в Счетной палате РФ. Строительство ПОЭЗ «Ульяновск» подорожало на 7 миллиардов рублей. В ходе проверки выявлены факты, требующие соответствующего реагирования правоохранительных органов.

Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры особых экономических зон, включая ульяновскую возле аэропорта «Ульяновск-Восточный» оценивается в общем в 334,2 миллиарда рублей. В результате неэффективных управленческих решений бюджетные средства, выделенные на цели создания отдельных ОЭЗ, значительно превышали реальные потребности. На территориях ОЭЗ за 10 лет создано только 18 177 рабочих мест. По состоянию на 1 января 2016 года из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ введено в эксплуатацию только 526. При этом плановые значения, подлежащих вводу в эксплуатацию объектов, ежегодно корректируются, в связи с переносом сроков строительства объектов на более поздние периоды. Такие данные огласила Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой по результатам проверки деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в Российской Федерации в 2014-2015 гг. Проверка проводилась по поручению Президента Владимира Путина.

Кого проверяли?
Объекты проверки: Министерство экономического развития Российской Федерации, акционерное общество «Особые экономические зоны», открытое акционерное общество «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» и другие ОЭЗ. Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» была образована в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года на территории, прилегающей к международному аэропорту «Ульяновск-Восточный». Земельные участки предоставляются в аренду по низкой ставке, а после реализации инвестором проекта – в собственность по кадастровой стоимости. Строительство инфраструктуры и оплата за подключение к сетям производится за счёт федерального и регионального бюджетов. Руководит проектом Денис Барышников. Обзор всех проектов ПОЭЗ вы можете найти по ссылке здесь.

Эффекта от зон нет
Было отмечено, что десятилетний опыт существования особых экономических зон показывает, что они так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики. «Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут», — заявил аудитор Сергей Агапцов.

О низкой эффективности работы экономических зон в рамках обсуждения итогов проверки сказала Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. «Самое неприятное, на мой взгляд, из показателей, даже не использование денег. На территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 177 рабочих мест. Давайте соотнесем 121,9 миллиардов, которые вложили из федерального бюджета, 185,9 миллиардов рублей — вместе с субъектами и 18 177 рабочих мест: разделите, сколько стоит одно рабочее место за 10 лет. О какой эффективности здесь можно говорить?», — заявила Голикова.

Практически по всем ОЭЗ сроки подготовки и принятия документов, предусмотренных соглашениями о создании ОЭЗ, не соблюдались. По состоянию на 1 января 2016 года Перспективные планы развития ОЭЗ не утверждены по 16 из 33 зон.

Нарушения привели к удорожанию работ
Строительство объектов инфраструктуры осуществлялось медленно и с нарушением сроков строительства во всех ОЭЗ без исключения, что негативно отразилось на инвестиционной привлекательности проекта в целом. Причем ответственность регионов по выполнению финансовых обязательств соглашениями о создании ОЭЗ не предусмотрена. Проверка Счетной палаты выявила низкий уровень обоснования выделения бюджетных инвестиций.

Неправомерное затягивание сроков строительства привело к значительному удорожанию работ. При этом стоимость строительства инфраструктуры ОЭЗ росла как за счет увеличения стоимости объектов, так и за счет увеличения их количества. Так, стоимость строительства объектов инфраструктуры, финансируемых из федерального бюджета, в 2015 году, по сравнению с аналогичным показателем 2013 года, увеличилась по портовой ОЭЗ «Ульяновск» в Ульяновской области аж на 7 миллиардов рублей!

В целом, по состоянию на 1 января 2015 года объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ, услуг крайне низок и составляет лишь 0,2% (!) от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие особые экономические зоны. Выручка АО «ОЭЗ» от продажи продукции, в основном, представляла собой выручку от операций, связанных с передачей в аренду имущества. Доходы АО «ОЭЗ» от сдачи имущества в аренду значительно меньше, чем расходы на его содержание. В ходе проверки выявлены факты, требующие соответствующего реагирования правоохранительных органов. Некоторые итоги проверки, считают в Счетной палате РФ, должны быть направлены в Генеральную прокуратуру РФ.

Кластеры и парки малоэффективны
На коллегии было отмечено, что в последние годы появился целый ряд инструментов ускоренного развития экономики на ограниченных территориях. В качестве аналогичных для ОЭЗ проектов, действующих в России, можно назвать инновационные территориальные кластеры, индустриальные (промышленные) парки, агропромышленные парки, технопарки, технопарки высоких технологий, туристические парки, зоны территориального развития, территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны регионального уровня и т.п. Текущий набор данных механизмов с помощью зонирования территорий представляется избыточным и малоэффективным. Подобные инструменты не могут применяться повсеместно и для решения любых задач, так как теряется экономический смысл для резидентов таких территорий.

Последнее, как видим, идёт в разрез с заявлениями ульяновских властей о парках, зонах и кластерах. Москва, видимо, в кризис решила подсчитать деньги, и удивилась, узнав, сколько федеральных средств ушло на подобные проекты в регионах России.

Подготовил Андрей Белов